Методология изучения культуры

Следует отметить, что в науке не существует универсального метода, применяемого для решения любых задач. Каждый из методов обладает своими достоинствами, но имеет и свои недостатки и может решать только соответствующие ему научные вопросы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки. Сложность предмета культурологии, а также ее богатые межпредметные связи с другими науками привели к разнообразию методов, используемых в ней для изучения феномена культуры во всех аспектах.

Именно различие методологических основ и обусловливает наличие разных подходов. Можно выделить следующие основные группы методов и подходов.

Метод научного историзма. Здесь культура понимается с точки зрения ее генезиса (возникновения и развития). Без этого метода объективный анализ культуры невозможен. Этот подход позволяет проследить развитие культуры от момента возникновения и до настоящего времени.

Направленность культуры определяется как некое ее развитие во времени от прошлого к будущему. С таким взглядом на культуру мы сможем не просто рассмотреть ее в определенный момент времени, но и определять ее движение, преобразование, а также сравнивать различные временные состояния.

Компаративный метод. С помощью данного метода можно провести сравнительно‑исторический анализ разных культур или каких‑либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

Согласно отечественной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, которая стремилась выработать системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества.

Ценностный (аксиологический) метод. Культура является функцией человеческого рода, она включает те способы, при помощи которых человек утверждает свое существование в мире. Цель культурной деятельности, таким образом, сохранение жизни человека, наделение ее смыслом. Именно человек (жизнь человека) выступает абсолютной культурной ценностью.

Смыслы культуры – это содержание, которое не может быть выражено непосредственно и однозначно. Смысл понимается как сложная взаимосвязь символов и знаков культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: