Организационная культура

ЛЕКЦИЯ 5

ТЕМА

1. Организационная культура: понятие и функции.

Понятие «культура» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», и выражается в формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных благах, передаваемых из поколения в поколение.

Особой разновидностью культуры является организационная культура.

Организационная культура — совокупность коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения участников организации. Сегодня — это главный фактор конкурентоспособности организации.

Организационная культура включает:

1) культуры основных подразделений организации;

2) культуры основных сфер деятельности организации;

3) культуру каждого участника организации.

Функции организационной культуры:

1) охранная — создание барьера от нежелательного влияния на организацию (реализуется через различные запреты или ограничивающие нормы);

2) интегрирующая — формирование у людей чувства единства, общности, принадлежности к организации;

3) регулирующая — поддержание необходимых норм поведения в организации;

4) коммуникационная установление контактов между людьми;

5) адаптивная — обеспечение вхождения в организацию новичков, взаимное приспособление людей друг к другу и к организации;

6) ориентирующая — направление деятельности участников организации в необходимое русло;

7) мотивационная — создание стимулов к добросовестному, эффективному труду;

8) воспитательная — выработка профессиональных и деловых качеств;

9) формирующая имидж — создание благоприятного образа организации в глазах окружающих.

Условия формирования организационной культуры:

— взаимодействия участников организации;

— внешние условия (исторические и национальные традиции, религии, культуры других стран и народов)

Организационная культура — это сложная категория, — в силу ряда причин:

1) 1-я причина: организационная культура состоит из культур отдельных подразделений или направлений деятельности (субкультуры — когда мирно существуют, контркультуры — когда противоречат друг другу).

Виды контркультур:

— оппозиция ценностям доминирующей культуры,

— оппозиция структуре власти доминирующей культуры,

— оппозиция образцам взаимодействия доминирующей культуры;

2) 2-я причина: культуры различаются по своей силе, которая определяется:

§ глубиной проникновения,

§ широтой охвата участников организации,

§ ясностью ценностей и норм.

С этой точки зрения выделяются:

— бесспорная культура:

ü минимум основных ценностей и норм;

ü тотальный контроль их соблюдения;

ü закрытость, т.е. нежелание видеть собственные недостатки, «выносить сор из избы»;

ü подавление участников организации, препятствование их инициативе и творчеству;

ü сохранение показного единства;

— слабая культура:

ü отсутствие общеорганизационных ценностей и норм, т.е. у каждого участника организации они свои;

ü открытость, т.е. ценности и нормы организации легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию;

ü разъединение людей, противопоставление их друг другу, затруднение процесса управления организацией;

— сильная культура:

ü разумное количество ценностей и норм;

ü открытость, которая предполагает: гласность, свободу диалога между всеми участниками организации и посторонними лицами;

ü активное освоение нового;

3) 3-я причина: культура помогает управлять людьми (например, вежливая просьба руководителя будет быстрее и с большей готовностью выполнена, чем грубый приказ).

2. Объективные и субъективные элементы организационной культуры.

Организационная культура складывается из:

объективных элементов — это материальные условия деятельности организации;

субъективных элементов — это поведение людей.

В совокупности эти элементы формируют имидж организации (обобщенный элемент организационной культуры).

Организационная культура

Объективные элементы культуры организации:

1) торговая марка — это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя (продавца) или группы производителей (продавцов) и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов.

Существуют четыре типа обозначений торговых марок:

фирменное имя — это слово, буква или группа слов или букв, которые легко произносятся,

фирменный знак, либо символика, либо эмблема, либо марочный знак — это часть торговой марки, которую можно опознать, но невозможно произнести, например символ, изображение, отличительная окраска и др.,

торговый образ — персонифицированная торговая марка,

товарный знак (знак обслуживания) — фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетание их, обеспеченные правовой защитой;

2) цвета;

3) интерьеры;

4) планировка помещений;

5) стиль одежды персонала, т.е. униформа.

Субъективные элементы культуры организации.

1. Организационные ценности — это свойства предметов, процессов или явлений, позволяющие им служить образцами поведения участников организации, признаваемые большинством из них.

Примеры организационных ценностей:

— цели;

— характер внутренних отношений;

— дисциплина;

— исполнительность;

— новаторство;

— инициатива;

профессиональная этика и др.

Примечание:

Мнение западных специалистов — сегодня более актуальны такие ценности, как:

— коллективизм;

— ориентация на потребителя;

— личное творчество;

— служение обществу.

2. Философия организации — это система организационных ценностей, которая:

— отражает восприятие организацией себя и своего предназначения;

— задает главные направления деятельности организации;

— формирует подходы к управлению;

— создает основу имиджа организации.

3. Обряд — это стандартное мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу.

Примеры обрядов:

— принятие в трудовой коллектив новичка;

— проводы на пенсию и др.

4. Ритуал — это совокупность регулярно проводимых обрядов, оказывающих психологическое влияние на участников организации с целью привития организационных ценностей.

5. Образы, легенды и мифы — отражают в нужном аспекте историю организации, унаследованные ценности, портреты ее выдающихся участников.

Предназначения данных категорий:

— информируют («каков руководитель», «как руководитель реагирует на промахи», «может ли простой сотрудник стать руководителем» и др.);

— снижают неопределенность;

— советуют, учат, направляют поведение персонала;

— создают образцы для подражания.

6. Обычаи — это формы отношений, воспринятые из прошлого без каких бы то ни было изменений.

Примеры обычаев:

— обычаи гостеприимства;

— обычаи уважительного отношения к старшим по возрасту и др.

7. Нормы и стиль поведения участников организации — это отношение друг к другу, внешним партнерам, осуществление управленческих действий, решение проблем.

8. Традиции — это ценности, обряды, ритуалы, нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее.

Особенности традиций:

— могут касаться как конкретных действий, так и всех сторон жизни организации;

— учитывают конъюнктуру окружения.

9. Лозунги — это призывы, в краткой форме отражающие задачи организации.

10. Менталитет — это образ мышления участников организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием.

Имидж организации — это образ организации, результат синтеза людьми отдельных проявлений культуры в некое целое, обеспечивающее доверие к данной организации и ее продукции.

Функции имиджа:

1) адаптивная — облегчает вхождение организации на рынок;

2) демонстративная — показ достижений;

3) рекламная — привлечение внимания окружающих.

Особенности имиджа:

— имидж динамичен;

— меняется под воздействием обстоятельств и новой информации;

— создается целенаправленными усилиями;

— зависит от каждого участника организации.

Виды имиджа:

внешний — это восприятие организации окружением (реклама, цены, атрибутика и др.)

внутренний — это впечатления, которые остаются у клиентов от общение с участниками организации.

Примечание:

Важным методом формирования имиджа является пабликрилейшнз — это работа по связи с общественностью, которая включает:

исследование общественного мнения, статистических данных, документов и публикаций;

— подготовка аналитических записок, информационных и рекламных материалов;

— работа с журналистами, проведение пресс-конференций;

— налаживание отношений с потребителями, органами власти и управления.

3. Управление организационной культурой. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры.

Управление организационной культурой предполагает:

1) создание организационных ценностей и норм поведения;

2) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

3) осуществление ненавязчивого руководства;

4) разработка системы мотивации;

5) обучение персонала необходимым навыкам;

6) вовлечение коллектива в процесс создания имиджа организации;

7) широкое использование символики, обрядов, ритуалов;

8) организация информационного обмена внутри и вне организации;

9) подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается;

10) внутренний контроль за организационной культурой со стороны менеджеров.

Данные рекомендации позволят повысить культуру организации!

Взаимодействие менеджмента и организационной культуры предполагает:

— действия менеджмента по отношению к организационной культуре;

— действия организационной культуры по отношению к менеджменту.

Действия менеджмента по отношению к организационной культуре:

1) действия в рамках организационной культуры предполагает:

— успех при сильной культуре,

— застой при слабой культуре;

2) действия против организационной культуры (сопротивление ведет к неуспеху);

3) действия частично в рамках организационной культуры;

4) действия частично против организационной культуры;

(результат в зависимости от конкретных обстоятельств).

5) преобразование организационной культуры.

Действия организационной культуры по отношению к менеджменту — она определяет социальную ответственность, т.е. принесение пользы обществу при использовании части прибыли и решения ряда социальных проблем.

Социальная ответственность предполагает:

— ориентацию на социальные интересы общества;

— возмещение издержек общества в долгосрочном периоде (например, экологических);

— сохранение капитала организации как элемента общественного богатства.

Виды социальной ответственности менеджеров:

1) экономическая:

— максимизация доходов, а, следовательно, и налогов, поступающих в бюджет,

— предоставление обществу товаров и услуг,

— предоставление рабочих мест;

2) правовая — это обязательства организации по соблюдению законодательства;

3) этическая — достойное поведение организации, соблюдение принятых норм.

4. Типы организационных культур.

В настоящее время существует множество подходов к определению типов организационной культуры. Рассмотрим некоторые.

1. Типы организационной культуры Уильяма Оучи (американский исследователь):

1) рыночная культура (приоритет — стоимостные отношения и ориентация на прибыль. Источник власти — собственность на ресурсы);

2) бюрократическая культура (приоритет — регламент, правила и процедуры. Источник власти — должность участников организации);

3) клановая культура (приоритет — внутренние ценности организации. Источник власти — традиции организации).

2. Типы организационной культуры, исходя из ориентации на людей или материальные условия:

1) бюрократическая культура (приоритет — документы, четкие правила, процедуры; оценка персонала по формальным принципам и критериям. Источник власти — собственность, должность. Культура гарантирует персоналу стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов);

2) опекунская культура (приоритет — сплоченность людей, соблюдение групповых норм и ценностей, взаимопонимание. Источник власти — благоприятный морально-психологический климат в организации. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации);

3) праксиологическая культура (от греч. praktikos — деятельный) (приоритет — достижение наивысшей эффективности работы. Источник власти — руководитель, власть которого основывается на должностных полномочиях, глубоких знаниях и делегировании части полномочий. Культура гарантирует персоналу порядок, рациональность, тщательный контроль за выполнением планов, оценка деятельности работника по результатам);

4) предпринимательская (креативная) культура (приоритет — перспектива, новаторство и творческая активность персонала. Источник власти — вера в руководителя, его знания и опыт, привлечение персонала к творчеству. Культура гарантирует персоналу удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании.

3. Типы организационной (предпринимательской) культуры Дила и Кеннеди (американские исследователи). Основа классификации — получение прибыли:

1) культура торговли (приоритет — быстрое получение прибыли и малый риск — за счет увеличения числа сделок, устойчивости контактов, понимания потребностей рынка. Особенность культуры — взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма, несмотря на высокую текучесть кадров. Организации — разнопрофильного характера);

2) культура выгодных сделок (приоритет — быстрое получение прибыли в условиях спекуляции и высокого финансового риска. Особенность культуры — мимолетное деловое общение, основанное на погоне за деньгами. Организации — биржи);

3) административная культура (приоритет — минимизация риска, стабильность, безопасность. Особенность культуры — бюрократичность, формализм, затягивание принятия управленческих решений, ориентация на титулы и должности. Организации — крупные коммерческие организации, государственные учреждения);

4) инвестиционная культура (приоритет — ориентация на бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капитальными вложениями на длительный срок, где невозможна быстрая отдача в условиях неопределенности. Особенности культурыуправленческие решения принимается централизованно на основе тщательной проверки, так как от каждого из работников зависит будущее организации, кроме того, требуется от сотрудников высокий опыт, осмотрительность, совместное обсуждение вариантов действий. Организации — крупные коммерческие организации, банки).

4. Типы организационной (корпоративной) культуры Хонди:

1) к ультура власти, или культура Зевса (приоритет — личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Особенность культуры — жесткая структура, высокая степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры, подавление инициативы, жесткий контроль над всеми. Источник власти — квалификация руководителя, своевременное выявление проблем, быстро принятие решения. Организации — молодые коммерческие профессиональные группы);

2) ролевая культура, или культура Аполлона (приоритет — система правил и инструкций — бюрократическая культура. Особенность культуры — четкое распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками; структура негибкая, затрудняет нововведения, малоэффективная. Источник власти — должность. Организации — крупные корпорации и государственные учреждения);

3) культура задачи, или Афины (приоритет — быстрое принятие управленческих решений в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях. Особенность культуры — сотрудничество, коллективная выработка идей, общих ценностях. Источник власти — знания, компетентность, профессионализм и обладание информацией. Организации — проектные или венчурные (рисковые) организации);

4) культура личности, или Диониса (приоритет — творческие ценности, объединяющие людей для достижения индивидуальных целей. Особенности культуры — согласие, поэтому власть носит координационный характер. Организации — небольшие организации сферы обслуживания).

Примечание:

на стадии зарождения организации — преобладает культура власти;

на стадии роста организации — преобладает ролевая культура;

на стадии стабильного развития организации — преобладает культура задачи или культура личности;

на стадии старения организации — предпочтительна культура власти.

5. Типы организационной культуры по отношению к женщинам и слабым:

1) культура джентльменского клуба (культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры мягко удерживают женщин на определенных ролях. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, но им не позволяют занимать руководящие должности. Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним);

2) культура казармы (культура деспотична, и свойственна организации с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени, игнорируются их интересы и относятся к ним грубо и презрительно);

3) культура спортивной раздевалки (мужчины строят отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого положения, например, принадлежащих к высшему руководству организации, мужчины в свой круг общения не допускают);

4) культура отрицания различий между полами (культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между мужчинами и женщинами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности а, поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин);

5) культура ложной защиты женщин (идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они нуждаются в помощи и поддержке);

6) культура смышленых мачо (не принимает во внимание половые различия, во главу угла ставятся просто умные и энергичные люди, умеющие в условиях жесткой конкуренции обеспечивать высокую эффективность работы организации. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины-руководители бывают более жестокими и беспощадными, чем мужчины).

6. Типы организационной культуры Майка Бурке (французский исследователь):

1) культура «оранжереи» (характерна для организаций, которые стараются не реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Все усилия сосредоточены на сохранении достигнутого ранее);

2) культура «отдельных колосков» (мелкие и средние организации, деятельность которых целиком подчинена случаю и удаче. Их структуры носят неопределенный характер. Поведение зависит от воли руководителя. Мотивация персонала слабая. Имеет место текучесть кадров. Перспективы сомнительные);

3) культура «огорода» (сохранение организацией своих позиций на традиционном рынке, использование проверенных временем моделей поведения с минимальным количеством изменений. Мотивация персонала на низком уровне);

4) культура «французского сада» (это вариант культуры «огорода» с ярко выраженной иерархической структурой, т.е. бюрократические отношения);

5) культура «крупных плантаций» (организации с развитой дивизиональной структурой управления, имеющих несколько иерархических уровней и сочетающих в себе централизованную координацию с децентрализованным управлением. Отличительная особенность — приспособление к изменениям окружающей среды за счет наличия развитых горизонтальных связей и гибкости персонала, высокой системой мотивации);

6) культура «лианы» (минимальный управленческий персонал, использование современных информационных технологий, ориентация участников коллектива на достижение общей цели, высокоразвитое чувство ответственности и высокая степень мотивации персонала);

7) культура «косяка рыб» (организации с высокой маневренностью и гибкостью, постоянно корректирующие свою структуру и поведение в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры, высокое внимание к подбору высококвалифицированных кадров);

8) культура «кочующей орхидеи» (неформальные организации, которые, исчерпав возможности одного рынка, оперативно переходят к другому. Структура таких организаций постоянно меняется, количество сотрудников невелико. Главная цель — найти единственный в своем роде товар и предложить его максимальному числу клиентов. Мотивации персонала практически отсутствуют).





Подборка статей по вашей теме: