Организационная культура определяется как совокупность ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, воплощенных в различных сторонах деятельности организации, и которые делают ту или иную организацию уникальной.
Организационная культура выполняет ряд функций:
-Охранную — создаёт барьер, ограждающий организацию от нежелательных внешних воздействий;
-Интегрирующую — усиливает систему социальной стабильности в компании. Организационная культура помогает сплачивать сотрудников, обеспечивая присущие для организации стандарты поведения;
-Регулирующую — формирует и контролирует формы восприятия и поведения, целесообразные с точки зрения данной компании;
-Адаптивную — создаёт чувство общности всех работников организации;
-Ориентирующую — направляет деятельность фирмы и её сотрудников в необходимое русло;
-Мотивационную — усиливает преданность компании и вовлечённость в её дела;
-Функцию имиджа организации — формирует определённый имидж фирмы, отличающий её от всех остальных.
Основные элементы организационной культуры:
• Поведенческие стереотипы: общий язык, используемый членами организации; обычаи и традиции; ритуалы.
• Групповые нормы: свойственные группам стандарты и образцы, регламентирующие поведение их членов.
• Провозглашаемые ценности: объявляемые во всеуслышание принципы и ценности, к реализации которых стремится организация или группа.
• Философия организации: наиболее общие политические и идеологические принципы, которыми определяются ее действия по отношению к служащим, клиентам или посредникам.
• Правила игры: правила поведения при работе в организации; традиции и ограничения, которые следует усвоить новичку для того, чтобы стать полноценным членом организации; «заведенный порядок».
• Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.
• Существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей.
Организационная культура —неоднородное явление, состоит из: субъкультур, подразделений и отделов, сотрудники которой могут ее развивать,существовать параллельно или разрушать ее.
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру.
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.
Основополагающими элементами организационной культуры являются:-Предположения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях. -Ценности – показывают человеку, какое поведение следует считать допустимым, а какое нет.-Символика, посредством, которой членам организации передаются ценностные ориентации.
Применительно к организациям термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной части коллектива, а именно: доминирующие в нём моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, установленные стандарты качества выпускаемой продукции, даже манера одеваться и т.д.
Выделяют 1) субъективную организационную культуру, которая исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной части»: герои организации, мифы из истории организации и ее лидерах, организационное табу, обряды и ритуалы, восприятие языков обращения и лозунгов.2) Объективная организационная культура. Ее обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, комнаты приема.
Перечень инструкций и правил, применяемых для наблюдения и контроля над поведением работников:
-Степень отождествления каждого работника с организацией;-Налаженная система вознаграждений;
-Готовность каждого работника открыто выражать своё мнение;-Степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчинённости.
Организационная культура может быть:
-Явная — зафиксированная в документах организации (инструкции, правила, нормы);
-Неявная — находящая своё отражение в сознании человека, поддерживаемая верой, традициями.
-Выделяется организационная культура:
-Интравертная — обращённая внутрь индивида;
-Экстравертная — обращённая во внешний мир (миссия находится за пределами области организации).
Целью организационной культуры является помощь людям более продуктивно трудиться, получать удовольствие от работы.