ТЕМА 1. (продолжение)
СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Материальная и духовная культура
Современные подходы к пониманию культуры
Компоненты современного понимания культуры.
Межкультурная коммуникация
Материальная и духовная культура
Любая культура многогранна и многолика, ее содержание имеют разные формы. Одним из важных разделов культурологии является изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее «строение» как целостность. Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления, которые позволяют нам исследовать культурные формы и артефакты:
· генетическое (порождение и становление культурных форм);
· микродинамическое (динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений);
· историческое (динамика культурных форм в исторических масштабах времени);
· структурно-функциональное (принципы и формы организации культурных объектов и процессов);
· технологическое (распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве).
|
|
Очень интересную морфологическую модель предложили культурологи Э.А.Орлова и А.Я.Флиер. Идея этой концепции состоит в том, что культура делится на функциональные блоки, которые рассматривают связь и обмен информацией между обыденной и специализированной культурами.
Уровни культуры
1. Обыденная культура (более ранняя стадия) связана с повседневной практической жизнью людей, с поддержанием жизнедеятельности. С первого и до последнего дня жизни человек развивается в ее рамках — в семье, среди близких друзей, в процессе неформальных взаимодействий с социальным окружением. Основные знания обыденной культуры усваиваются в процессе общего воспитания и повседневных социальных контактов.
2. Специализированная культура (исторически возникает в обществе и осваивается индивидом на более поздней стадии) связана с общественным разделением труда и предполагает наличие сфер деятельности —
· сферы индустриального труда,
· область управленческой деятельности,
· сферы обслуживания,
· образования,
· профессионального искусства и др.
Включаясь в профессиональную культуру в качестве работника, человек проходит специальное обучение, которым он овладевает в отрочестве, юности и которое помогает ему включиться в систему трудовых навыков, профессиональных знаний. В отличие от обыденной культуры деятельность на специализированном уровне обретает более рационалистический характер и протекает в жестких институциональных границах (административные требования, должностные обязанности ит.п.)
|
|
Можно выделить четыре функциональных блока в культуре, представленных как обыденная, так и специализированная культура.
Первый блок составляет культура социальной организации и регуляции (хозяйственная культура, политическая культура, правовая культура).
Второй блок составляет культура познания мира, человека и межчеловеческих отношений (философская культура, научная культура, религиозная культура, художественная культура).
Третий блок - это культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации. В него входят: культура межличностных информационных контактов (существует только в обыденной форме); культура массовой информации; культура средств хранения информации; культура средств трансляции социального опыта, инкультурации и социализации.
В четвертый блок входит культура физической и психической репродукции (воспроизводство), реабилитации и рекреации человека. Составные части этого блока: сексуальная культура; культура физического развития; культура поддержания и восстановления здоровья; культура восстановления энергобаланса человека; культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека.
Обыденная культура | Специализированная культура | ||
культура социальной организации и регуляции | хозяйственная культура | домашнее и приусадебное хозяйство | экономика, торговля, финансы |
политическая культура | межличностные отношения между людьми. | государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр. | |
правовая культура. | мораль, нравственность, общественное мнение | право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений | |
культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений. | философская культура | здравый смысл и народная мудрость | Труды специалистов-философов |
научная культура | повседневные знания о мире | профессиональная наука, (не ранее VI в. до н.э., Древняя Греция) | |
религиозная культура | мистика, бытовая магия и суеверия. | систематизированные религиозные учения и конфессии, эзотерика | |
художественная культура | бытовое искусство, виды имитационно-игровой деятельности | искусство под руководством профессионалов, построенное на специальном образовании | |
культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации | культура межличностных информационных контактов | ||
культура массовой информации | слухи, сплетни | профессиональные СМИ, реклама, общественные связи | |
культура средств хранения информации | предания, верования, легенды и пр. | система музеев, библиотек, архивов | |
культура средств трансляции социального опыта, инкультурации и социализации | система домашнего воспитания, обыденного социального общения, «дворовых» компаний, традиций, нравов и обычаев. | системой среднего и высшего образования, учреждений дошкольного воспитания, различных кружков и клубов по интересам | |
культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека | сексуальная культура | ||
культура физического развития | физкультура, массовый спортивный туризм, культуризм и т.п. | профессиональный спорт и близкие к нему формы туризма | |
культура поддержания и восстановления здоровья | здоровый образ жизни, самолечение, знахарство; | медицина и система санатарно-курортного обслуживания | |
культура восстановления энергобаланса человека | кулинария, система питания | кулинария, система питания | |
культура отдыха, психической рекреации и реабилитации челове ка. | неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм, наркомания и пр. | система организованного досуга, домов отдыха, клубов, театров, кинотеатров и т.п. |
Раскрывая внутреннее строение культуры, можно выделить материальную и духовную культуру. Это другая морфологическая модель культуры.
|
|
Духовная культура. Это мир идей, связанных с существованием человека в мире; это продукт духовного производства, и именно она пробуждает и развивает в человеке личность.
В духовной культуре можно выделить несколько элементов:
· проективный вид деятельности,
· совокупность знаний,
· знание-оценка,
· духовное общение.
Наиболее значимыми видами духовной культуры являются: интеллектуальная, нравственная, наука, религия, мифология, искусств о.
Материальная культура. Это мир вещей, созданных или преобразованных
человеком. Источниками изучения материальной культуры являются: реальные предметы;
изображения реальных предметов; макеты и модели; письменные источники. Основные
элементы материальной культуры:
· культура производства,
· культура быта,
· физическая культура.