Тематическое содержание дисциплины, список фильмов для письменного анализа

Тема 1. Антропология культуры. Культура и жизнь

· Культурная деятельность как способ жиз­ненной организации и фундаментальная основа системы общечеловеческих ценностей.

· Культурное значение древнейших технологий, созданных первыми поколениями людей-архантропов (homo habilis и homo neandertalis). Тело человека как объект культуры.

· Основные концепции происхождения культуры: эволюционистская (Э. Тайлор, Д. Морган, П. Тейяр де Шарден, П. Флоренский, В. Вернадский), структуралистская (К. Леви-Строс), социально-историческая (Г. Риккерт), символическая (Э. Кассирер), генокультурная (коэволюционная).

· Пространство и время в системе культуры. Культура как деятельность организации пространства (техника, философия и наука, искусство – формы культур­ной организации пространства). Время как проявление ак­тивности сознания и основа синтеза всех уровней культурно­го пространства. "Расчленение времени" как основа времен­ного синтеза и культурной организации времени.

· Фильм для культурологического анализа: «Как искусство сотворило мир», «Тайны мозга» (производство ВВС)

Тема 2. Философия культуры

· Имя «культура». Многообразие определений культуры как результат их органической связи с различными исторически изменяющимися представлениями о природе, жизни и человеке.

· Понятие культуры – формирование философии культуры. (Проблемы культуры в философии И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, И. Гете, Ф. Шеллинга.)

· Разграничение наук о природе и наук о культуре (Г. Риккерт, Э. Кассирер, Г. Зиммель).

· Проблема кризиса европейской культуры в философии конца XIX – начала XX веков (Ф. Ницше, О. Шпенглер, З. Фрейд, Н. Бердяев).

· Проблема антропоцентризма и антропокосмизма в философии культуры ХХ века (П. Тейяр де Шарден, В. Вернадский, П. Флоренский).

· Проблемы гуманизма в философии культуры (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Швейцер, К. Ясперс, Т. Адорно, Э. фромм, Г. Маркузе, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Бодрийяр)

· Культуроника и гуманитарные технологии (М. Эпштейн в телепроекте «Academia»)

· Фильм для культурологического анализа: «Восьмой день творения: русский космизм» (Л. Николаев, «Цивилизация»)

Тема 3. История культуры

· Традиция и рефлексия как формы культурной памяти.

· Язык как символическая система и единый принцип, объединяющий всё многообразие культурных форм.

· Цивилизация и культура. Типологиякультуры.

· Культура как система (материальная и духовная культура, институты культуры). Взаимообусловленность цивилизационных и культурных процессов в истории человечества.

· Понятие «субкультуры» как особой сферы культурной деятельности.

· Фильм для культурологического анализа: «Барака» Р. Фрике

Тема 4. Эволюция человеческого рода и культурогенез

· Преодоление животных форм жизни, формирование древнейших технологий (обработка камня, добывание и использование огня, охота). Роль труда и памяти в формировании родового коллектива и человеческих форм мышления. Возникновение сознания. Сознание и язык.

· Родовой человек. Основные этапы развития родового орга­низма и родового сознания (предметный, духовный, идеаль­ный).

· Культурное значение эпохи палеолита, мезолита и не­олита. Появление древнейших форм письменности (предметное, палочное, узелковое письмо), расцвет тотемного мифа и первобытного искусства в период позднего палеолита. Совершенствование орудий труда в эпоху мезолита, появле­ние индивидуальных форм охоты, скотоводства, ранних форм земледелия. Неолитическая "культурная революция", возник­новение древнейших городов – центров раннеземледельческих цивилизаций.

· Эволюция древней мифологии (от тотемного мифа к космологическому).

Тема 5. Миф и космос

· Роль мифа в формировании культурного сознания и самосоз­нания человека древнего мира. Мифологическое пространство и время.

· Миф творения и его роль в формировании древней­ших космологических представлений.

· Образы культуры в "зеркале" мифа, первопредки и "культурные герои".

· Мифология и философия. Мифология и рели­гия. Мифология и наука

· Общечеловеческое значение мифологической культурной традиции. Эволюция древнего мифа (от мифа к Логосу, от Логоса к Диалектике).

· Фильмы для культурологического анализа: «Одиссея первобытного человека» Ж. Малатье, «Генезис» К. Нуридзани, М. Перенну, «Библейские сказания» Э. Олми, «Жертвоприношение» А. Тарковского

Тема 6. Культура и цивилизация. Великие цивилизации древности

· "Старый" и "новый" Древний мир. Возникновение цивилиза­ции. Земледелие как технологическая основа древнейших ци­вилизаций.

· Древний город и его структура. Отделение ремесла от земледелия.

· Монументальные сооружения (Храмовые комплексы, Дворцы, укрепления, системы водо­провода и канализации).

· Возникновение новых (знаковых) форм письменности и знания (математики, астрономии, ме­дицины). Слово и Число как основные смыслообразующие элементы восточной и западной парадигм культуры.

Тема 7. Классические культуры Древнего мира. Формирование культурной традиции

· Понятие культурного образца («парадигмы»). Связь культурных образцов с архетипическими структурами древнего мифа творения и их принципиальное различие. Своеобразия культурных «парадигм» Востока и Запада и их культурно-историческое значение как основы формирования и развития культурной традиции.

· Классическая культура Древней Индии.

Тексты и ритуал Вед как основа классической культуры Древней Индии.

Космогония Вед, ее связь с древнейшим обрядом жертвопри­ношения (Ашвамедха, Яджна).

Речь и слово – основные смыслообразующие элементы веди­ческой культурной традиции (Ригведа).

Проблемы целостности мироздания и человеческой жизни в философии Упанишад. Учение о единстве Брахмана-Атмана. Роль йогического обряда в воспитании совершенного челове­ка. Учение о гунах материальной природы и четырех ступе­нях добродетельной жизни (ашрам). Тексты вед о видах добродетели.

"Предвечные философии" - САНКХЬЯ и ЙОГА – и их место в системе ведической культуры.

Ведическая парадигма культуры, ее место в истории культу­ры.

Образ "классического человека" в эпической поэме "Махабхарата" (по тексту "Бхагавадгиты").

· Классическая культура Древнего Китая.

Роль "священных книг" («Ши цзин» - «Книга песен», «И цзин» - «Книга перемен», «Шу цзин» - «Книга исторических преданий», «Ли цзи» - «Книга установлений») в формировании культурной традиции клас­сического Китая. Символика и ритуал – основные смыслооб­разующие элементы Древнего Китая.

Символическая "картина мира" в «И цзин» ("Книге перемен"), космогония и натурфилософия. Формирование китайской парадигмы культуры. Истоки термина "культурность" в текстах Древнего Китая, его связь с практикой древних земледельческих культов. Проблема единства мира и человека в философском трактате «Дао де цзин» ("Книга пути и благодати"). Учение о дао – пути. Учение о добродетели.

Значение ритуала, обучения и середины в воспитании "благородного мужа" в «Лунь юе» («Поучениях») Конфуция. Духовная культура (вень) и человеколюбие (жень) – отличи­тельные черты классического («идеального») человека в древ­некитайской культуре.

Органическая связь эстетических ос­нов древнекитайского искусства (прежде всего живописи) с философской традицией и религиозно-этическими концепция­ми даосизма, конфуцианства и буддизма.

· Античная культура (Древняя Греция и Древний Рим).

Истоки античной культуры и ее своеобразие по сравнению с классическими культурами Востока. Роль эпической поэзии (Гомер, Гесиод, Орфей, Пиндар) в формировании античной культурной традиции. Фундаментальная роль эстетического фактора в развитии античной культуры и философии (идея тождества субъекта и объекта как основа эстетики). Гармония и число как смыслообразующие элементы античной культуры и основа всех ее форм (умения - искусства, знания – философии, воспитания – пайдейи).

Античный космос (принцип строения и основные элементы). Основные этапы развития античной философии и формирова­ние идеальной модели космоса, общая характеристика пред­ставлений о мире и человеке в философии ранних греческих мыслителей, Пифагора, Демокрита, Платона. Природа и кос­мос в учении Аристотеля и неоплатоников. Роль Олимпийский игр и искусства в формировании антично­го идеала (калокагатия). Человек как микрокосмос, культура как "вторая природа" (Демокрит). Учение о человеке как "мере всех вещей" (Протагор).

Философия и риторика. Счастье как высшая цель человече­ской жизни, этика Сократа (учение о благах и высшем благе, учение о добродетелях, учение об обязанностях). Проблемы культуры в диалогах Платона: 1. Происхождение культуры и структура добродетели ("Протагор"). 2. О культу­ре воспитания и образования-пайдейе ("Государство", "Законы"). 3. Об имени "человек" ("Кратил"). 4. О мудрости-философии и искусстве-умении ("Протагор", "Послезаконие"). Проблемы культуры в трактатах Аристотеля. Знание и куль­тура. Учение о видах добродетели. Система воспитания и об­разования "лучшего гражданина". Учение о человеке как ис­точнике добродетели и о "середине" как "высшей добродете­ли". Гуманистическая культура эпохи эллинизма (культура humanitas). Проблемы культуры в произведениях римских мыслителей: стоиков, Цицерона, Л.Кара, М.Аврелия и др. Определение личности "последним римлянином" Боэцием и его значение в истории европейской культуры.

· Фильмы для культурологического анализа: «Махабхарата» П. Брука, «Индия-призрак» Л. Малля, «Крик муравьев» М. Макмальбафа, «Цзюй Доу» Ч. Имоу, «Последний император» Б. Бертоллучи, «Рим» и «Сатирикон» Ф. Феллини, «Пейзаж в тумане» Т. Ангелопулоса, «Путешествие в Италию» Р. Росселлини

Тема 8. Европейская цивилизация, ее особенности и основные этапы развития. Европейская культура классического периода.

· Европейский мир и культурная традиция Античности. Христианство и европейская культура V-XVIII веков. Процесс формирования национальных культур и культурное самосоз­нание индивида и личности. Основные этапы развития евро­пейской цивилизации и культурные эпохи. Слово, Символ, Знак – основные смыслообразующие факторы европейской культурной классики. Основные формы культурного самосоз­нания индивида.

· Культура Средневековья. Определение человека как «индивидуальной субстанции разумной природы» (Боэций). Книжный характер средневековой культуры. Создание религиозно-символической картины мира. Средневековый храм как религиозный центр и школа христианского мировидения и нравст­венности, храмовое действо как «синтез искусств». Города как центры ремесла, торговли и духовной жизни. Развитие науки – средневековая алхимия как первообраз опытного, естественно-научного знания. Возникновение высшей школы – университетов, их структура и статус в сословной иерархии Средневековья. Христианская культура как «культура обязанностей» христианина, ее связь с античной культурой эпохи эллинизма и Рима. Учение об "абсолютной личности", первородном грехе, отпадении человека от мировой гармонии и покаянии как главной обязанности христианина, основные элементы христианской культуры. Неразрывная связь личностного характера средневековой культуры с хри­стианской идеей возмездия и Страшного суда. Нравственная проповедь христианства и ее роль в культурном самосозна­нии европейского человечества. Символизм и иерархия как универсальная формула средневековой куль­туры.

· Культура Возрождения. Гуманистический характер культуры Возрождения как культуры не только нравственных обязанностей индивида, но и его призвания. Появление нового института культуры - «академии» - как специализированной формы образования, имеющей целью обеспечить возможность самореализации талантав самых различных формах его проявления, будь то поэзия, наука, искусство, ремесло и т.д. Итальянское Возрождение – новый характер отношения к античной традиции, возрождение традиций римской «культуры humanitas». Новое представление о человеке как «божественном мастере», создание учения о «Космосе культуры». Реформа языка и начало формирования национальных культур.

· Культура Нового времени. Первая научная революция конца XVI – на­чала XVII веков (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Гарвей, Ньютон). Наука и Религия. Начало формирования научной и художественной картины мира. Завершение процесса культурного самосознания европейского человечества.

Культура XVII века. Рационализм культуры "века Разума". Первая научная и промышленная революции. Новый взгляд на природу и отношение между ней и человеком. Учение о человеке как субъекте познания, «задающем всему меру и приписывающем всему норму». Культура разума как способность правильно мыслить и высшая форма индивиду­альной культуры (Р. Декарт). Определение «догосударственного» состояния общества и человека как «антикультурного» состояния. Жизнь индивида – корень как общест­венной, так и культурной жизни (Т. Гоббс). Идея организации государства, основанного на принципах «общественного договора» как необходимое условие культуры, культура как естественное право человека (Дж. Локк).

Культура XVIII века. Роль века Просвещения в истории европейской культуры. Начало кардинальной идейной переориентации культурного процесса в результате замены в нем космологической идеи идеей антропологической. Формирование нового представления о человеке как о субъекте культуры. Теория «исторического круговорота» (Д. Вико) – первый опыт европейской истории философии культуры. Проблемы культуры в произведениях Ж.-Ж.Руссо. Антропология И. Канта и ее куль­турное значение. Понятие культуры как «способности человека ставить перед собой любые цели в их свободе». Культура как конечная цель природы и необходимое условие формирования просвещенно­го, свободомыслящего человека. Формирование европейской философии культуры. Проблемы культуры в работах И. Гердера, И. Гете, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга. Широкое распространение в европейской философии культуры ее нового определения («Bildunq»): культура как средство самореализации индивида и раскрытия внутренних возможностей личности и «возвышения человека до человеческого в рамках человечества» (В. фон Гумбольдт).

· Фильмы для культурологического анализа: «Седьмая печать» И. Бергмана, «Жанна Д’Арк» Р. Брессона, «Имя Розы» Ж.-Ж. Анно, «Агора» А. Аменабара, «Жизнь Леонардо да Винчи» Р. Кастеллани, святой предвозрождения Ф. Ассизский в фильмах Р. Росселлини «Франциск, менестрель божий», Л. Кавани «Франческо» и Ф. Дзеффирелли «Брат Солнце, сестра Луна», «Караваджо» из серии «Сила искусства» (ВВС), «Каждый за себя, а Бог против всех» В. Херцога

Тема 9. XIX век как социокультурная эпоха. Формирование совре­менной культуры.

· Кризис традиционных ценностей и форм европейской куль­турной классики.

· Завершение первой промышленной революции в первой чет­верти XIX века. Научно-технический прогресс. Человек и ма­шина в контексте культуры.

· Завершение процесса формирования национальных культур в Европе. Становление мировой культуры. Мировой рынок и мировая литература, их роль в интеграции культур.

· Романтизми его роль в становлении современной культуры. Мифология и религия как предмет научного и эстетического анализа. Идея интеграции культур Запада и Востока. Поиск "универсального языка" культура, теория романа. Критика традиционных форм и институтов христианской культуры.

· Проблемы культуры в "философии жизни" (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер).

· "Вторжение" техники в сферу духовной деятельности. Фор­мирование так называемых "технических искусств". Влияние фотографии на формирование ментальности и куль­турное самосознание человека. Техника как феномен культуры.

· История культуры как предмет философского и научного ис­следования. Окончательное утверждение идеи развития и принципа историзма в исследовании феномена культуры.

· Фильмы для культурологического анализа «По ту сторону добра и зла» Л. Кавани, «Зависимость» А. Феррары

Тема 10. Культура XX века и современная цивилизация.

· От индустриальной к информационной культуре.

· Культура общества потребления

· Массовый человек как современный тип человека

· Мода как феномен современной культуры

· Универсальный образ жизни и культурный национализм

· Массовая культура: за и против. Элитарная культура.

· Модернизм и постмодернизм как состояния культуры

· Космизм как черта современной духовности

· Современные формы коммуникации и их влияние на человека

· Этика и эстетика в современной культуре: парадоксы взаимодействия

· Новые искусства как феномен культуры

· Уникальное и тиражированное

· Контркультура и субкультура. Современные молодежные моды

· Психоаналитическая концепция культуры: от Фрейда к Фромму

· Культура техногенного общества. Глобальные проблемы современности

· Новая этика

· Современная культура и традиционные ценности

· Игра как феномен культуры (Й.Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г.Гессе)

· Мужское и женское: проблемы пола в современной культуре

· Культура в системе мирового хо­зяйства и рынка. Дизайн и техническая эстетика как неотъ­емлемые элементы современного производства.

· Знание и творчество в контексте современной культуры.

· Место и роль России в мировой культуре

· Фильмы для культурологического анализа: "Распятие Христа от святого Иоанна" Сальвадора Дали из серии «Частная жизнь шедевров» (ВВС), «Декалог» К. Кеслевского, «Зелиг» В. Аллена, «Человек с киноаппаратом» и «Симфония Донбасса» Д. Вертова, «Киногид извращенца» С. Жижека, «Диллинджер мёртв» М. Феррери,«Пустой дом» Ким Ки Дука, «Мать и сын» и «Отец и сын» А. Сокурова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: