Развитие речных круизных перевозок в мире

© Михайлова Ю.В., Шендишевская В.В., 2014

Начиная с 50-х годов судоходство ознаменовалось развитием круизных путешествий. Круизный отдых стал новым видом туристского отдыха и получил свое бурное развитие в 90-х годах. В конце ХХ в. круизный бизнес стал наиболее быстро развивающимся сектором туристской индустрии.

В 2013 г. в круиз отравились 21,3 млн. туристов, в то время как в 2003 г. – 9,526 млн. чел, то есть за последнее десятилетие количество пассажиров удвоилось. Согласно данным CLIA прогнозное значение на 2014 г. составляет 21,7 млн. чел.

В круизном судоходстве выделяют морские и речные круизы. Речной круиз представляет собой водный туристский маршрут, в общем случае многодневный, на речном судне, на котором туристу предоставляется пакет услуг перевозки, размещения и питания, развлечения на судне, наземные экскурсионные и иные туристские услуги и обслуживание [1].

Речные круизы имеют как ряд достоинств:

- наиболее высокий уровень комфорта;

- значительный объем единовременной загрузки;

- возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный туризм, шоп-туризм, паломнический и пр.);

- возможность полноценного отдыха;

- полный комплекс жизнеобеспечения;

- туристские формальности упрощены или вовсе отсутствуют;

так и недостатков:

- невысокая скорость движения транспортных средств;

- ограниченная мобильность;

- синдром «замкнутого пространства»;

- подверженность части людей морской болезни;

- в ряде случаев высокие тарифы и пр [2].

На всех континентах, кроме Австралии, имеются крупные, протяженностью несколько тысяч километров, реки. Многие из них пригодны для судоходства и активно используются как для целей водных перевозок, так и туризма.

На мировом рынке выделяют следующие регионы при организации речных круизов:

· Европа (включая Россию): Дунай, Рейн, Майн, Эльба, Мозель, Рона, Сона, Сена,Дуеро, Нева, Волга, Датские и Бельгийские каналы, По, Днепр;

* Африка: Нил, Замбези, Конго;

  • Северная Америка: Миссисипи, Хадсон, Потомак, Водная система Святого Лаврентия и Великие Озера;
  • Южная Америка: Амазонка;
  • Азия: Янцзы, Меконг.

Речной круизный туризм в наибольшей степени развит в европейских странах – Франция, Германия, Венгрия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия. Популярны круизные маршруты по Луаре, Рейну, Дунаю, Сене, Эльбе, Волге, Неве. По данным CLIA на этот регион приходится 54,2 % всех речных круизов.

Большой популярностью пользуются круизы по Нилу (Каир - Луксор, 3-5 дней) – 33,5% всех речных круизов. Эти круизные маршруты часто комбинируются с рекреационным туром (отдых в Хургаде или Шарм эль Шейхе).

Согласно исследованиям CLIA наибольший спрос приходится на период с:

· января по март на круизы по Нилу, Янцзы и Меконгу;

· марта по апрель – Сена, Датские и Белькиейские каналы, Рейн;

· мая по сентябрь – Рейн, Майн, Мозель, Дуеро;

· июля по август – Сена, Сона, Рона, Волга, Нева, Дунай;

· сентября по ноябрь – Дунай, Янцзы;

· ноября по январь – рождественские круизы по Рейну, Дунаю, Дуеро.

Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии.

Если же рассматривать происхождение туристов, то основными потребителями речных круизов в мире являются граждане Германии. Пик спроса на речные круизы в Германии пришелся на 2011 г., когда в путешествии побывали 500 тыс. чел. Постоянной популярностью речные круизы пользуются среди жителей Великобритании, с 2007 г. по 2012 г. количество пассажиров увеличилось со 110 тыс. чел. до 130 тыс. чел. В последние годы резко повысился спрос на речные круизы в США и во Франции. В 2013 г. 350 тыс. граждан США отправились в речное путешествие. Таким образом, ежегодно речные круизы предпочитает 1,3 – 1,5 млн. туристов, из которых 37 % составляют немцы, 30 % - американцы, 15 % - французы, 10 % - англичане, 3 % - швейцарцы, 2% - австрийцы и 3% приходится на жителей Австралии и Новой Зеландии.

Рынок речных круизов не настолько сильно структурирован как рынок морских круизов - крупные доли рынка приходятся на небольшое число глобальных компаний. Три крупнейших холдинга - Carnival Corporation, Royal Caribbean, Norwegian Cruise Lines (бывшая Star Cruises), контролируют около 79 % пассажировместимости всего круизного флота. Однако можно выделить ряд компаний, которые являются ведущими в сфере речных круизов:

• AmaWaterways (17 судов);

• Avalon Waterways (20 судов);

• Viking River Cruises (52 судна);

• Scenic tours (10 судов);

• Uniworld Boutique River Cruises (15 судов);

• Tauck River Cruises (6 судов);

• Croisi Europe (27 судов);

• A-ROSA Cruises (11 судов);

• Nicko tours (32 судна);

• Lueftner Cruises (13 судов).

То есть бесспорным лидером является компания Viking River Cruises, так как она владеет наибольшим флотом и организует свои круизы на наиболее популярных направлениях – реки Европы, Янцзы, Меконг, Нил и Амазонка.

Для речных круизов, как правило, применяются относительно небольшие одно и двухпалубные суда с низкой осадкой и складными мачтами. Это связано с необходимостью преодолевать низкие неразводные мосты и неглубокие реки. На конец 2013 г. на европейских реках работало около 260 круизных судов, со средней пассажировместимостью 143 чел. и средним возрастом 17 лет. Однако, стоит отметить что, возраст 27 % флота не превышает 5 лет, 18 % – 5-9 лет, 22 % – 10-14 лет, 12 % – 15-24 года.

Что касается строительства новых речных судов, то в 2014 г. ожидается спуск на воду 28 судов со средней пассажировместимостью 170 чел. C 1990 г. по 2014 г. на европейских реках вступили в строй порядка 150 новых судов. В настоящее время количество сравнительно крупных речных лайнеров, вместимостью более 100 пассажиров, на реках мира составляет около 200, не считая круизного флота меньшей вместимости, который играет особенно важную роль на реках Европы. В 1990-2011 гг. средний годовой прирост речных круизных судов составил 7-14 единиц в год, а в 2012-2014 гг. – 16-28 единиц в год.

Речные круизы как часть индустрии туризма переживают подъем. Об этом свидетельствует как ежегодное увеличение пассажиропотока, так и увеличение количества заказов на строительство новых судов. На данный момент ведущим регионом в сфере речных круизов является Европа (54,2 % всех речных круизов). Однако, в мировом туризме в целом, и в сфере речных путешествий, в частности, идет наращение популярности Азии. По прогнозам Всемирной Туристической Организации к 2030 г. Северо-Восточная Азия станет наиболее посещаемым регионом.

Литература

1. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: перевозки/ М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров -

СПб.: Герда, 2007. – 528 с.

2. Михайлова Ю.В. Пассажирские перевозки: учебное пособие/Ю.В. Михайлова. –

Одесса: ОНМУ, 2013. – 325 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: