Понятие причин и условий преступности. Виды детерминации

Тема 3. Причины и условия преступности

Понятие причин и условий преступности. Виды детерминации

Теории причин преступности

Классификация причин и условий преступности

Понятие причин и условий преступности. Виды детерминации

Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой криминологии.

В условиях роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным.

Существует три вида факторов, детерминирующих преступность: причины, условия и корреляты.

Причины – это комплекс социально - психологических явлений объективного и субъективного характера, который непосредственно порождает и воспроизводит преступность как свое закономерное следствие.

К причинам объективного характера принадлежат явления и процессы относительно независимые от воли отдельных людей или их общностей, например, причины экономического, политического, правового или идеологического характера.

Систему же субъективных причин составляет мотивация преступлений.

Под причинами преступности в криминологии принято понимать те негативные социальные явления и процессы, обусловленные закономерностями функционирования общества, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.

Условия. К ним относятся такие явления и процессы, которые сами не порождают, но способствуют, облегчают, интенсифицируют, обеспечивают действие причины. Их воздействие на следствие опосредовано причиной.

В формировании личности подростка решающую роль сыграл рецидивист. Этому способствовало совместное потребление спиртных напитков, праздное времяпрепровождение, развитие навыков преступного поведения и т.д. В результате подросток совершил ряд краж. В этом случае влияние рецидивиста можно рассматривать как основное условие формирования криминогенной мотивации у подростка, явившейся причиной его преступного поведения. Другие жизненные условия: отсутствие надзора родителей, безразличие окружающих, слабое воспитание в школе следует рассматривать в качестве обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Корреляты, которые отражают более или менее полную синхронную взаимозависимость нескольких явлений друг от друга.

В криминологических исследованиях обычно выделяются такие факторы детерминации, как урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, уровень рождаемости, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др.

Механизм воздействия факторов на преступность весьма неоднозначен. Исходя из этого, о влиянии того или иного из них можно говорить лишь с определенной степенью условности, поскольку положительное или отрицательное воздействие той или иной стороны общественной жизни (явления, процесса) зависит от конкретной комбинации факторов.

Разные точки зрения на причины:

1. все негативные социальные условия и есть причина преступности, т.к. они (условия) ее (причину) порождают.

2. внешние обстоятельства сами по себе не могут порождать преступность, а потому не могут быть ее причинами. Они способны только формировать причину

Это мнение предпочтительно применительно к причинам конкретного преступления, Т.к. при одних и тех же социальных условиях не каждый человек становится на преступный путь.

3. причина преступного поведения формируется не одномоментно и не одной группой условий, а целым их комплексом и, как правило, в течение довольно длительного времени

Поэтому в криминологии существует понятие так называемой полной причины преступности, которая включает в себя все ее обязательные условия в совокупности с причинами в узком смысле.

Условия преступности обычно подразделяются на три основные группы:

сопутствующие (они образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени),

необходимые (без таких условий событие могло бы не наступить),

достаточные (совокупность всех необходимых условий).

Когда все эти условия налицо, можно говорить об их целостном комплексе.

В то же время общим для всех детерминант преступности является то, что в их основе всегда лежат объективные социальные противоречия.

К числу таких противоречий, в частности, относятся:

· несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению;

· нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена;

· различия в условиях, видах и формах труда различных социально-профессиональных групп населения;

· различия в культурно-бытовых условиях жизни в разных регионах страны;

· имущественные и иные различия;

· политические разногласия и социальная нестабильность общества;

· недостатки идеологической, культурно-воспитательной работы;

· недостатки в хозяйственном механизме, торговле и обслуживании населения;

· низкая эффективность профилактики преступлений.

Противоречия – источник обострения криминогенной обстановки

это выражается в том, что они,

с одной стороны, неблагоприятно влияют на нравственно-правовое формирование личности, социально-психологическое настроение отдельных слоев населения, в результате чего у некоторых лиц укрепляются и обостряются антиобщественные взгляды и побуждения,

с другой - способствуют созданию криминогенной ситуации, облегчающей совершение преступлений.

При этом причины преступности следует рассматривать в тесной взаимосвязи с причинами существования других негативных явлений, таких как пьянство, социальный паразитизм, наркомания, проституция и др.

В любом случае для глубокого криминологического анализа причин преступности следует обращаться к противоречиям современной общественной жизни как основному источнику всего причинного комплекса нынешней преступности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: