Потребность - причина поведения

Согласно одному из определений, поведение - это "способность животных изменять свои действия, реа­гировать на воздействие внутренних и внешних факто­ров" (Биологический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1989).

Всякое поведение вызывается какой-либо опреде­ленной причиной, и устранение этой причины являет­ся одним из самых эффективных способов борьбы с поведением нежелательным.

И нам с вами, и нашим собакам в первую очередь нужна еда. Но помимо этого, мы нуждаемся в инфор­мации об окружающем нас мире, на которую мы реа­гируем в определенной ситуации так или иначе. Имен­но это обеспечивает сохранение нашей жизни и дает возможность оставить после себя потомство.

Потребность в чем-либо также является причиной определенного поведения. И в этом смысле любое по­ведение целесообразно, оно служит для снижения по­требности, или полного ее удовлетворения.

Например, если мы с вами или наши собаки начина­ем испытывать голод, то для того, чтобы его удовлетво­рить, осуществляем соответствующую пищедобываю-щую поведенческую программу - кто-то идет в магазин, кто-то открывает холодильник, а кто-то и крадет со сто­ла оставленный без присмотра кусок колбасы.

Попыток классифицировать потребности насчиты­вается, пожалуй, столько же, сколько и самих потреб­ностей. Наиболее удачной считается классификация

известного российского ученого П.В. Симонова, кото­рый разделил потребности на три основные группы:

1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности), направленные на сохранение организ­ма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонитель­ную потребности, потребность в сне, двигательной на­грузке, положительных ощущениях и т. п. Неудовле­творение какой-либо витальной потребности ведет к гибели организма.

2. Зоосоциальные потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими животными и способствующие не только сохранению индивидуу­ма, но и сохранению вида. Различают половые, роди­тельские, территориальные потребности, а также по­требность в группе и формировании групповых иерар­хических взаимоотношений. Зоосоциальные потреб­ности для своей реализации требуют участия социаль­ных партнеров своего или другого вида.

3. Потребности саморазвития, ориентированные на будущее. Их предназначение заключается в подго­товке организма к возможным условиям существова­ния. К потребностям саморазвития относят потреб­ность в свободе, имитационную (подражательную) по­требность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.

Круг потребностей записан в генетической про­грамме организма. Там же содержится информация об основных способах их удовлетворения, то есть формы поведения, гарантирующие животному полу­чение всего необходимого. В данном случае мы гово­рим о наследственном (инстинктивном) поведе­нии. Но в процессе жизни любое живое существо мо­жет научиться и другим способам удовлетворения по­требности. Их использование свидетельствует о при­обретенном поведении или научении.

Например, генетические программы собаки могут включать в себя следующие сценарии удовлетворения пищевой потребности: выследить, догнать и съесть ка­кую-нибудь зверушку, найти падаль, найти никому не принадлежащую пищу, отнять добычу у того, кто слабее и т.п. Но в процессе жизни собака может открыть для себя и другие способы добывания пищи - научиться от­крывать холодильник, лазать в мусорное ведро или вы­полнять по командам человека какие-либо действия.

Программы поведения, то есть программы удовле­творения потребностей, как наследственные, так и приобретенные, хранятся в памяти животного, как книги в библиотеке. И когда возникает необходимость, животное выбирает нужный сценарий и начинает иг­рать свою маленькую пьесу под названием поведение.

Итак, возникшая потребность приводит к появле­нию поведения, направленного на ее удовлетворение.

Но и хорошее, и плохое поведение возникает не сразу. Для того, чтобы оно появилось, необходимо, чтобы потребность достигла определенной величины. Комфортная потребность, допустим, в мочеиспуска­нии почти прямо пропорциональна величине наполне­ния мочевого пузыря собаки. И если он заполнен напо­ловину, то существующая потребность может и не ре­ализоваться в поведении. Другой пример: если собака не очень голодна, то сосиска, безнадзорно лежащая на столе, может и уцелеть. Возьмите это на заметку, потому что из вышесказанного следует: если вам не нравится какая-либо форма поведения, контролируй­те уровень потребности, лежащей в ее основе.

Однако это еще не все. Одновременно организм мо­жет испытывать не одну потребность. Например, соба­ка, вышедшая на улицу, может хотеть освободить моче­вой пузырь, кишечник, догнать вон ту кошку, обнюхать куст, сбегать к ближайшей помойке и подраться вот

с этой собакой. Но сразу и одновременно удовлетворить все свои желания невозможно, собака будет удовлетво­рять их последовательно. А начнет, конечно, с главной. Главная потребность определяется в результате так на­зываемой конкуренции потребностей. При этом опреде­ляется важность каждой из имеющихся потребностей, прогноз о возможности ее удовлетворения в данных конкретных условиях и даже эмоциональная значимость факта удовлетворения потребности.

Предположим, что вы вышли со своей собакой на прогулку. Собака достаточно голодна, в кармане же у вас нарезанный сыр. Ваша собака увидела другую собаку и понеслась к ней. Вы, не желая по каким-либо причинам допускать радостной собачьей игры или не менее радостной потасовки, подаете команду: "Ко мне!" Услышав вашу команду, собака тут же начнет мысленно взвешивать предполагаемые результаты. Подойти к вам и получить кусочек сыра, пару одобри­тельных слов и ласковое поглаживание? Но чувство го­лода не настолько сильно, чтобы ради лакомства жертвовать веселой игрой или дракой. К тому же соба­ка абсолютно уверена, что вечером ее ждет полная миска корма, а этой собаки дома нет и не будет! И ва­ши одобрительные слова и поглаживания она получа­ет довольно часто, поэтому они не имеют особой важ­ности. Тем более, что получить их можно когда захо­чешь - подойди к хозяину, ткнись в него мордой, пих­ни лапой или, улыбаясь, загляни в глаза. Делов-то! А собака убежит! Убежит навсегда!

И собака делает вывод. И вы теперь понимаете, какой. Этот пример позволяет нам упомянуть о следую­щем рычаге контроля поведения: прежде чем реали­зоваться в поведении, потребность должна стать до­статочно значимой, чтобы победить в конкуренции мо­тиваций.

Но и это еще не все. Сами понимаете, если у вас возникнет пищевая потребность, когда вы стоите под душем, то она в этот момент не вызовет пищедобыва-ющего поведения - оно будет отложено на какой-то срок. А вот когда вы, торопясь, обтершись впопыхах, войдете на кухню, вот тут-то оно и вырвется наружу. То есть для того, чтобы потребность реализовалась в поведении, вам нужно быть уверенным или хотя бы надеяться на то, что с той или иной степенью вероятно­сти конкретное поведение приведет к удовлетворению потребности. Или другими словами, вероятность реа­лизации потребности в поведении зависит и от ситуа­ции. Осознание этого дает нам еще один рычаг управ­ления поведением. Например, если никогда не остав­лять пищу на столе, пищедобывающее поведение бу­дет бессмысленным и щенок не научится воровать со стола. В связи с этим некоторые зоопсихологи выделя­ют информацию (раздражители), провоцирующую (вы­зывающую) поведение - предположим, сосиска на сто­ле. И информацию, тормозящую поведение - напри­мер, наличие в квартире людей при лежащей на столе сосиске. Так что контролируйте ситуацию, и собака не научится очень многим плохим вещам.

Таким образом, поведение можно показать в виде следующей схемы.

Выступая причиной поведения, потребность одно­временно является и причиной научения. Стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки (и плохие, и хорошие), необходи­мые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности.

Что такое нежелательное по­ведение

Прежде чем начать подробно разбираться в меха­низмах появления нежелательного поведения, давай­те более четко определим, что же это такое. Если вы будете хорошо представлять себе, что такое "плохое" поведение, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованы. Как говорится, по­нять - простить.

Как мы уже упоминали в предыдущей главе, часть поведения генетически предопределена и специфич- на для каждого вида животных. Собаки ведут себя как собаки. И должны вести себя как собаки, а не как коро­вы или овцы. И мы должны учитывать видоспецифич-ное поведение, которое является нормальным для данного вида животных. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с яр-

ко выраженным инстинктом охоты, агрессией, прояв- ляющейся по отношению к людям во время игры, ие­рархической агрессией по отношению к членам семьи, обгрызанием мебели, копрофагией, агрессивным от­ношениям между кобелями, повышенной потребное- тью в движении.

Но у собак специфика поведения может опреде­ляться и породой. Например, если лайка не ведет себя как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди до-

бивались этого. Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку-компаньона.

Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению является патологией. В этом случае гово­рят об отклоняющемся (или девиантном) поведении.

Не забывайте и о нормальном половом поведе­нии. Кобели почти всегда озабочены решением поло­вых вопросов. Суки часто после окончания течки пере­живают состояние "ложной" беременности, в связи с чем устраивают норы, усыновляют игрушки и т.п.

Очень часто причиной аномального поведения (т.е. поведения, не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различ­ного рода заболевания. Например, полифагия (поеда­ние несъедобных предметов) может быть вызвана пара­зитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, воспалением мочевого пузыря.

Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении. То есть о поведении, проявления которо­го не хотим по каким-либо причинам. Это более широ­кий термин, который объединяет девиантное и ано­мальное поведение и то поведение, которое по субъ­ективным причинам может быть отнесено к "плохому". Например, видоспецифическое поведение может быть чрезвычайно выражено, с нашей точки зрения, или, по мнению людей, которые нас окружают. Это мо­жет быть лай сторожевой собаки или повышенная тер­риториальная агрессивность. К нежелательному пове­дению мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, то есть асоциальное поведение. Или конфликтное поведе­ние, когда оно приводит кконфликтной ситуации. Не­желательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека!) поведение, когда нормальное пове­дение осуществляется в неподходящих для этого ус-

ловиях. Например, нанесение запаховых меток кобе­лями в помещении. Или просто поведение, которое не нравится конкретному человеку. Иногда ко мне обра­щаются и с такой поведенческой проблемой: "Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним".

Как формируется плохое по­ведение и почему с ним труд­но бороться

Дрессируя животное, мы сами создаем у него нуж­ную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее жела­нием есть (пищевой потребностью). Для этого мы час­то не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы по­высить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть" по определенной команде для того, что­бы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить име­ющуюся у нее пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положитель­но и способствует закреплению в памяти действия, ко­торое привело к нему. В результате многократного по­вторения действие заучивается животным, легко вы­зывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.

Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути утоления своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как было бы необходимо, со­бака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит.

Одновременно данный положительный результат ста­новится подкреплением тому способу, при помощи ко­торого собака достала пищу. И новый способ пищедо-бывания записывается в память и, при необходимос­ти, будет воспроизводиться снова и снова. То же каса­ется и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удов­летворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит баш­мак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удо­вольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным заня­тием!.. Стоит два-три раза не убрать обувь и навык го­тов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким инте­ресным делом, чтобы скоротать время.

Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это не­хорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ва­ше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, полу­чается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, под­крепляя хотя бы каждую третью попытку, это называет­ся вариабельным или вероятностным подкреплени­ем. А навыки, выработанные с применением вариа­бельного подкрепления, угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.

Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной не­желательного поведения наших собак, если мы не по­можем удовлетворить ее или не подскажем правиль­ного пути для ее удовлетворения.

Устранить нежелательное поведение, в основе ко­торого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому сле­дует помнить, что кроме навыков, существуют еще и привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, Как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради Себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. Повторяясь, они ста­новятся необходимым атрибутом свободного времени собаки. Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное дей­ствие. Вам остается одно - начать формирование дру­гих привычек, а это требует длительного времени.

Почему так трудно бороться с плохим поведени­ем? Прежде всего потому, что с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетво­рению потребности. И в связи с удовлетворением по­требности, а часто и по другим причинам, на которых мы здесь останавливаться не будем, вызывает поло­жительные эмоции у собаки. А потребность в положи­тельных эмоциях одна из ведущих у живых организ­мов. В опытах с вживленными в центр удовольствия мозга электродами крысы научались нажимать на рьн чаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отка­зываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводи­ло их к гибели. А вспомните людей-наркоманов?

Собаке же предлагаются навыки поведения, свя­занные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, есте-

ственно, вызывает у собаки желание самой формиро­вать свое поведение.

Распространенным заблуждением является мне­ние, будто животные начинают обучаться довольно по­здно. Как показали исследования, причинно-следст­венные (условные рефлексы) образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и так­тильные рефлексы, а затем, по мере созревания и ос­тальных анализаторов, другие. Так что когда мы обыч­но приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. И по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, за­тем в этих же условиях другой, но равнозначный. По­сле чего ей предложили свободу выбора навыков в до­стижении цели. Вы считаете, что она выбрала послед­ний? Как раз наоборот: Оказалось, первое, что запо­минается, запоминается лучше, чем последующее.

Следующая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запе-чатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго.

И последнее. Когда формируемся навык или при­вычка, в центральной нервной системе образуется не­кая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильней и устойчивей становится соответствую­щая этому действию совокупность нейронов. И не су­ществует в мире ластика, при помощи которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны.

Таким образом, перевоспитание требует настой­чивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быст­рый успех.

Почему появляется нежела­тельное поведение

В предыдущих главах мы говорили о биологических, так сказать первичных причинах и "хорошего", и "плохо­го" поведения. Но ведь известно, что не все собаки ху­лиганят. Почему? Думаю, что вы не будете возражать, если я скажу, что в большей части наших проблем вино­ваты мы сами. И в том, что наши собаки становятся про­блемными, виноваты только мы - владельцы. Одна из причин этого кроется в нашем отношении к собаке.

Пытаясь разобраться во взаимоотношениях "чело­век - собака" при помощи специально разработанной для этого дела анкеты, я опросил 212 владельцев со­бак - 97 мужчин и 115 женщин. Опрошенные имели со­бак следующих пород: лайка, немецкая овчарка, рот­вейлер, кавказская овчарка, бернская овчарка, черный терьер, доберман, боксер, английский бульдог, дог, французский бульдог, английский сеттер, эрдельтерь­ер, тайган, колли, миттельшнауцер, ризеншнауцер, английский кокер-спаниель, московская сторожевая, Лабрадор, такса, аргентинский дог, восточно-европей­ская овчарка, среднеазиатская овчарка, чау-чау, цвергшнауцер, той-терьер, американский стаффорд-ширтерьер, ньюфаундленд, фокстерьер, американ­ский кокер-спаниель, пудель, а также беспородных со­бак и метисов. Причем 13 владельцев имели двух и бо­лее собак разных пород.

Но прежде чем мы рассмотрим результаты опроса, давайте познакомимся с понятием "антропомор­физм".

Антропоморфизм: 1) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, при­сущих в действительности только человеку; 2) припи­сывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является; 3) перенесение присущих че­ловеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы).

Мы на самом деле очеловечиваем собак и, следо­вательно: а) воспринимаем их поведение не так, как надо; б) навязываем им неадекватные их природе формы поведения; в) общаемся на непонятном им языке и г) используя "человеческие" методы и спосо­бы воспитания и дрессировки, неэффективно или не­правильно формируем их поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: