Согласно одному из определений, поведение - это "способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов" (Биологический энциклопедический словарь. -М.: Сов. энцикл., 1989).
Всякое поведение вызывается какой-либо определенной причиной, и устранение этой причины является одним из самых эффективных способов борьбы с поведением нежелательным.
И нам с вами, и нашим собакам в первую очередь нужна еда. Но помимо этого, мы нуждаемся в информации об окружающем нас мире, на которую мы реагируем в определенной ситуации так или иначе. Именно это обеспечивает сохранение нашей жизни и дает возможность оставить после себя потомство.
Потребность в чем-либо также является причиной определенного поведения. И в этом смысле любое поведение целесообразно, оно служит для снижения потребности, или полного ее удовлетворения.
Например, если мы с вами или наши собаки начинаем испытывать голод, то для того, чтобы его удовлетворить, осуществляем соответствующую пищедобываю-щую поведенческую программу - кто-то идет в магазин, кто-то открывает холодильник, а кто-то и крадет со стола оставленный без присмотра кусок колбасы.
Попыток классифицировать потребности насчитывается, пожалуй, столько же, сколько и самих потребностей. Наиболее удачной считается классификация
известного российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на три основные группы:
1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности), направленные на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и т. п. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели организма.
2. Зоосоциальные потребности, обеспечивающие сосуществование животного с другими животными и способствующие не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.
3. Потребности саморазвития, ориентированные на будущее. Их предназначение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.
Круг потребностей записан в генетической программе организма. Там же содержится информация об основных способах их удовлетворения, то есть формы поведения, гарантирующие животному получение всего необходимого. В данном случае мы говорим о наследственном (инстинктивном) поведении. Но в процессе жизни любое живое существо может научиться и другим способам удовлетворения потребности. Их использование свидетельствует о приобретенном поведении или научении.
Например, генетические программы собаки могут включать в себя следующие сценарии удовлетворения пищевой потребности: выследить, догнать и съесть какую-нибудь зверушку, найти падаль, найти никому не принадлежащую пищу, отнять добычу у того, кто слабее и т.п. Но в процессе жизни собака может открыть для себя и другие способы добывания пищи - научиться открывать холодильник, лазать в мусорное ведро или выполнять по командам человека какие-либо действия.
Программы поведения, то есть программы удовлетворения потребностей, как наследственные, так и приобретенные, хранятся в памяти животного, как книги в библиотеке. И когда возникает необходимость, животное выбирает нужный сценарий и начинает играть свою маленькую пьесу под названием поведение.
Итак, возникшая потребность приводит к появлению поведения, направленного на ее удовлетворение.
Но и хорошее, и плохое поведение возникает не сразу. Для того, чтобы оно появилось, необходимо, чтобы потребность достигла определенной величины. Комфортная потребность, допустим, в мочеиспускании почти прямо пропорциональна величине наполнения мочевого пузыря собаки. И если он заполнен наполовину, то существующая потребность может и не реализоваться в поведении. Другой пример: если собака не очень голодна, то сосиска, безнадзорно лежащая на столе, может и уцелеть. Возьмите это на заметку, потому что из вышесказанного следует: если вам не нравится какая-либо форма поведения, контролируйте уровень потребности, лежащей в ее основе.
Однако это еще не все. Одновременно организм может испытывать не одну потребность. Например, собака, вышедшая на улицу, может хотеть освободить мочевой пузырь, кишечник, догнать вон ту кошку, обнюхать куст, сбегать к ближайшей помойке и подраться вот
с этой собакой. Но сразу и одновременно удовлетворить все свои желания невозможно, собака будет удовлетворять их последовательно. А начнет, конечно, с главной. Главная потребность определяется в результате так называемой конкуренции потребностей. При этом определяется важность каждой из имеющихся потребностей, прогноз о возможности ее удовлетворения в данных конкретных условиях и даже эмоциональная значимость факта удовлетворения потребности.
Предположим, что вы вышли со своей собакой на прогулку. Собака достаточно голодна, в кармане же у вас нарезанный сыр. Ваша собака увидела другую собаку и понеслась к ней. Вы, не желая по каким-либо причинам допускать радостной собачьей игры или не менее радостной потасовки, подаете команду: "Ко мне!" Услышав вашу команду, собака тут же начнет мысленно взвешивать предполагаемые результаты. Подойти к вам и получить кусочек сыра, пару одобрительных слов и ласковое поглаживание? Но чувство голода не настолько сильно, чтобы ради лакомства жертвовать веселой игрой или дракой. К тому же собака абсолютно уверена, что вечером ее ждет полная миска корма, а этой собаки дома нет и не будет! И ваши одобрительные слова и поглаживания она получает довольно часто, поэтому они не имеют особой важности. Тем более, что получить их можно когда захочешь - подойди к хозяину, ткнись в него мордой, пихни лапой или, улыбаясь, загляни в глаза. Делов-то! А собака убежит! Убежит навсегда!
И собака делает вывод. И вы теперь понимаете, какой. Этот пример позволяет нам упомянуть о следующем рычаге контроля поведения: прежде чем реализоваться в поведении, потребность должна стать достаточно значимой, чтобы победить в конкуренции мотиваций.
Но и это еще не все. Сами понимаете, если у вас возникнет пищевая потребность, когда вы стоите под душем, то она в этот момент не вызовет пищедобыва-ющего поведения - оно будет отложено на какой-то срок. А вот когда вы, торопясь, обтершись впопыхах, войдете на кухню, вот тут-то оно и вырвется наружу. То есть для того, чтобы потребность реализовалась в поведении, вам нужно быть уверенным или хотя бы надеяться на то, что с той или иной степенью вероятности конкретное поведение приведет к удовлетворению потребности. Или другими словами, вероятность реализации потребности в поведении зависит и от ситуации. Осознание этого дает нам еще один рычаг управления поведением. Например, если никогда не оставлять пищу на столе, пищедобывающее поведение будет бессмысленным и щенок не научится воровать со стола. В связи с этим некоторые зоопсихологи выделяют информацию (раздражители), провоцирующую (вызывающую) поведение - предположим, сосиска на столе. И информацию, тормозящую поведение - например, наличие в квартире людей при лежащей на столе сосиске. Так что контролируйте ситуацию, и собака не научится очень многим плохим вещам.
Таким образом, поведение можно показать в виде следующей схемы.
Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения. Стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки (и плохие, и хорошие), необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности.
Что такое нежелательное поведение
Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, давайте более четко определим, что же это такое. Если вы будете хорошо представлять себе, что такое "плохое" поведение, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованы. Как говорится, понять - простить.
Как мы уже упоминали в предыдущей главе, часть поведения генетически предопределена и специфич- на для каждого вида животных. Собаки ведут себя как собаки. И должны вести себя как собаки, а не как коровы или овцы. И мы должны учитывать видоспецифич-ное поведение, которое является нормальным для данного вида животных. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с яр-
ко выраженным инстинктом охоты, агрессией, прояв- ляющейся по отношению к людям во время игры, иерархической агрессией по отношению к членам семьи, обгрызанием мебели, копрофагией, агрессивным отношениям между кобелями, повышенной потребное- тью в движении.
Но у собак специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди до-
бивались этого. Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку-компаньона.
Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению является патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (или девиантном) поведении.
Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние "ложной" беременности, в связи с чем устраивают норы, усыновляют игрушки и т.п.
Очень часто причиной аномального поведения (т.е. поведения, не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, воспалением мочевого пузыря.
Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении. То есть о поведении, проявления которого не хотим по каким-либо причинам. Это более широкий термин, который объединяет девиантное и аномальное поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к "плохому". Например, видоспецифическое поведение может быть чрезвычайно выражено, с нашей точки зрения, или, по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательному поведению мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, то есть асоциальное поведение. Или конфликтное поведение, когда оно приводит кконфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека!) поведение, когда нормальное поведение осуществляется в неподходящих для этого ус-
ловиях. Например, нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Или просто поведение, которое не нравится конкретному человеку. Иногда ко мне обращаются и с такой поведенческой проблемой: "Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним".
Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться
Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть" по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.
Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути утоления своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как было бы необходимо, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит.
Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. И новый способ пищедо-бывания записывается в память и, при необходимости, будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием!.. Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время.
Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.
Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения.
Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что кроме навыков, существуют еще и привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, Как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради Себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки. Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно - начать формирование других привычек, а это требует длительного времени.
Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего потому, что с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности. И в связи с удовлетворением потребности, а часто и по другим причинам, на которых мы здесь останавливаться не будем, вызывает положительные эмоции у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживленными в центр удовольствия мозга электродами крысы научались нажимать на рьн чаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните людей-наркоманов?
Собаке же предлагаются навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, есте-
ственно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение.
Распространенным заблуждением является мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, причинно-следственные (условные рефлексы) образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. И по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: Оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее.
Следующая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запе-чатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго.
И последнее. Когда формируемся навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильней и устойчивей становится соответствующая этому действию совокупность нейронов. И не существует в мире ластика, при помощи которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны.
Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех.
Почему появляется нежелательное поведение
В предыдущих главах мы говорили о биологических, так сказать первичных причинах и "хорошего", и "плохого" поведения. Но ведь известно, что не все собаки хулиганят. Почему? Думаю, что вы не будете возражать, если я скажу, что в большей части наших проблем виноваты мы сами. И в том, что наши собаки становятся проблемными, виноваты только мы - владельцы. Одна из причин этого кроется в нашем отношении к собаке.
Пытаясь разобраться во взаимоотношениях "человек - собака" при помощи специально разработанной для этого дела анкеты, я опросил 212 владельцев собак - 97 мужчин и 115 женщин. Опрошенные имели собак следующих пород: лайка, немецкая овчарка, ротвейлер, кавказская овчарка, бернская овчарка, черный терьер, доберман, боксер, английский бульдог, дог, французский бульдог, английский сеттер, эрдельтерьер, тайган, колли, миттельшнауцер, ризеншнауцер, английский кокер-спаниель, московская сторожевая, Лабрадор, такса, аргентинский дог, восточно-европейская овчарка, среднеазиатская овчарка, чау-чау, цвергшнауцер, той-терьер, американский стаффорд-ширтерьер, ньюфаундленд, фокстерьер, американский кокер-спаниель, пудель, а также беспородных собак и метисов. Причем 13 владельцев имели двух и более собак разных пород.
Но прежде чем мы рассмотрим результаты опроса, давайте познакомимся с понятием "антропоморфизм".
Антропоморфизм: 1) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку; 2) приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является; 3) перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы).
Мы на самом деле очеловечиваем собак и, следовательно: а) воспринимаем их поведение не так, как надо; б) навязываем им неадекватные их природе формы поведения; в) общаемся на непонятном им языке и г) используя "человеческие" методы и способы воспитания и дрессировки, неэффективно или неправильно формируем их поведение.