Бланк методики

Прихожан А.М., Андреева А.Д.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения

К учению в средних и старших классах школы.

(Психологическая диагностика, 2006, №1).

Методика основана на опроснике Спилбергера. Модифицирована для российской выборки Андреевой А.Д. Настоящий вариант дополнен шкалой «Мотивация достижения», апробирован и нормирован в 2005г. Прихожан А.М.

Обработка.

Ключ

Шкала Пункты
Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Балльные веса для пунктов шкал подсчитываются как они отмечены на бланке: на бланке 1, 2, 3, 4, вес 1, 2, 3, 4, соответственно.

Для некоторых пунктов считается наоборот, это:

- «ПА» - 14, 30, 38

- «Т» - 1, 9, 25, 33

- «Г» - нет

- «МД» - 4, 12, 20, 28, 32 (по этой шкале «обратные» пункты указывают на тенденцию к избеганию неудачи, прямые пункты – достижение успеха)

Для этих пунктов балльный вес считается в обратном порядке: на бланке 1, 2, 3, 4, вес 4, 3, 2, 1, соответственно.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам (мин. – 10б., макс. – 40б.)

Если один пункт пропущен, то нужно подсчитать средний балл по тем 9 пунктам, которые выполнены, и умножить это число на 10. Общий балл – следующее за этим результатом целое число. (Н-р, ср. балл по 9 пунктам = 2,73, 2,73*10 = 27,3. Общий балл = 28).

Суммарный балл считается по формуле (интервал от -60 до +60):

«ПА» + «МД» +(-«Т») + (-«Г»)

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учению;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

уровень суммарный балл
I 45 - 60
II 29 – 44
III 13 – 28
IV (-2) – 12
V (-60) – (-3)

Данные по отдельным показателям эмоционального отношения подростка к школе и учению выявляются по каждой шкале при сравнении с нормативными значениями (500 московских школьников).

Нормативные значения

Шкала Уровень 12-14 лет 15-16 лет
девушки юноши девушки юноши
«ПА» высокий 28 - 40 27 - 40 29 - 40 31 - 40
средний 21 - 27 19 - 26 18 - 28 21 - 30
низкий 10 - 20 10 - 18 10 - 17 10 - 20
«МД» высокий 31 - 40 25 - 40 31- 40 26 - 40
средний 23 - 30 18 - 24 22 - 30 18 - 25
низкий 10 - 22 10 - 17 10 - 21 10 - 17
«Т» высокий 25 - 40 26 - 40 25 - 40 23 - 40
средний 19 - 24 19 - 25 17 - 24 16 - 22
низкий 10 - 18 10 – 18 10 - 16 10 - 15
«Г» высокий 19 - 40 23 - 40 21 - 40 18 - 40
средний 14 - 18 15 - 22 14 - 20 12 - 17
низкий 10 - 13 10 - 14 10 - 13 10 - 11

Бланк методики

Фамилия, имя Школа.

Возраст Класс.

Дата проведения.

Время проведения.

Инструкция: На следующих страницах приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково твое обычное состояние на уроках в школе, как ты обычно чувствуешь себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не трать много времени на одно предложение, но постарайся как можно точнее ответить, как ты себя обычно чувствуешь. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Пример:

  Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
Мне весело        

Теперь переверни страницу и начинай работать.

  Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
       
  Я спокоен        
  Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути        
  Я разъярен        
  Я стараюсь не делать ошибок        
  Я напряжен        
  Я испытываю любопытство        
  Мне хочется стукнуть кулаком по столу        
  Я стремлюсь получать только хорошие и отличные оценки        
  Я раскован        
  Мне интересно        
  Я рассержен        
  Я прилагаю все силы, чтобы не отстать от других        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Мне кажется, что урок никогда не кончится        
  Мне хочется на кого-нибудь накричать        
  Мне нравится выполнять трудные задания        
  Я чувствую себя неудачником        
  Я чувствую себя исследователем        
  Мне хочется что-нибудь сломать        
  Я избегаю заданий, с которыми не могу справиться        
  Я взвинчен        
  Я энергичен        
  Я взбешен        
  Я стремлюсь добиться успеха        
  Я чувствую себя совершенно свободно        
  Я чувствую, что у меня хорошо работает голова        
  Я раздражен        
  Я пытаюсь избежать неудачи        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Мне скучно        
  Я злюсь        
  Я стараюсь не получить двойку        
  Я уравновешен        
  Мне нравится думать, решать        
  Я чувствую себя обманутым        
  Я делаю все, чтобы быть среди лучших учеников        
  Я боюсь        
  Я чувствую уныние и тоску        
  Меня многое приводит в ярость        
  Я стремлюсь показать свои способности и ум        
         
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: