Власти Российской империи и СССР неоднократно завлекали иностранных инвесторов концессионными соглашениями

В 1836 г. австрийский инженер Франц Герстнер получил концессию на сооружение первой в России железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Трасса длиной в 26,6 км обошлась специально созданному Обществу Царскосельской железной дороги в 5 млн. руб. Через 30 лет в России начался железнодорожный бум: в 1866-1880 гг. было выдано 53 концессии на строительство 23 тыс. км дорог. Впоследствии государство, недовольное их неэффективным управлением, начало активный выкуп путей в казну.

В 1852 г. немецкая фирма Siemens & Halske получила заказ на проведение и эксплуатацию телеграфных сетей в России. В 1867 г. подряд на обслуживание телеграфа завершился, и компания переключилась на другие направления деятельности. Она налаживала электрическое освещение в Петербурге и Москве, прокладывала трамвайные линии, построила кабельный и электротехнический заводы, несколько электростанций. После революции все предприятия Siemens были национализированы.

В 1869 г. датское Большое северное телеграфное общество (БСТО) получило концессию на прокладку подводной телеграфной линии из Дании в Россию. До 1917 г. оно успело провести через Россию телеграфные линии, соединяющие Европу с Японией и Китаем. В 1921 г. БСТО стало первой зарубежной компанией, получившей концессию от советского правительства на восстановление своих линий. Просуществовала концессия до 1940-х годов, а сама компания продолжала сотрудничать с Россией до девяностых годов двадцатого века.

В 1881 г. концессию на телефонизацию крупных городов России получил малоизвестный инженер Владимир фон Баранов. Через год его права выкупила фирма американца Александра Белла. В 1901-м в Петербурге и Москве было подключено 6,6 тыс. абонентов. Потом телефонная сеть столицы перешла в ведение городской управы, а в Москве концессию с помощью императрицы Марии Федоровны получила шведская фирма Ericsson. Накануне революции она продала сеть правительству, но деньги получить не успела.

В 1910 г. англо-голландская Royal Dutch Shell приобрела концессию и начала добычу нефти в Грозненском районе. Она быстро расширила бизнес, выкупив ряд компаний, включая нефтяные активы Ротшильдов. В 1915 г. на Shell и ее главных конкурентов приходилось более 50% нефтедобычи в России. К 1917 г. совокупная нефтедобыча предприятий Shell в Баку, Грозном и Уральском регионе достигла 1,45 млн тонн. После прихода к власти большевиков все нефтяные активы были национализированы.

В 1921 г. сын одного из основателей компартии США Арманд Хаммер занялся поставками зерна в Россию в обмен на мех и икру. В том же году после личной встречи с Лениным он получил в концессию асбестовую шахту на Урале. В 1926 г. по концессии он построил карандашную фабрику, принесшую 1 млн. долларов прибыли за год. Хаммер, считавшийся другом СССР, не пострадал из-за сворачивания концессионной политики в конце 1920-х годов. Государство выкупило у "товарища Арманда" его предприятия.

В 1923 г. немецкая компания Junkers получила на 30 лет в концессию завод "Руссо-Балт" в Филях, обязавшись наладить выпуск 300 самолетов в год. За три года компания создала всего около 100 самолетов Ю-20 и Ю-21, непригодных для боевого применения. Не были выполнены обязательства по организации производства дюралюминия и авиамоторов. На этом основании в 1927 г. концессия была ликвидирована. Однако оставшиеся чертежи и оборудование позволили СССР начать выпуск своих цельнометаллических самолетов.

В июне 1925 г. фирма американского дипломата и промышленника Аверелла Гарримана заключила договор на 20 лет на добычу марганца в Чиатуре. Вскоре на компанию приходилось уже 75% экспорта марганца из СССР. Затем она столкнулась с трудностями из-за падения мировых цен на руду и высокими роялти в пользу государства. В 1928 г. Гарриман решил отказаться от проекта. Он смог полюбовно договориться с правительством и даже получил компенсацию в 3 млн. долларов.

В 1925 г. правительство СССР дало британской фирме Lena Goldfields право на добычу золота и металлов в Сибири сроком до 50 лет. В том числе компания получила в концессию принадлежавшие ей до революции Ленские золотые прииски, где в 1912 г. была подавлена знаменитая забастовка рабочих. Lena Goldfields добывала до 30% золота в СССР, но в 1930 г. была обвинена в невыполнении обязательств. За ликвидацию концессии международный арбитраж обязал СССР выплатить 12,9 млн. фунтов, чего сделано не было.

В 1925 году, после установления дипотношений с Токио, Москва предоставила японским компаниям концессии на добычу угля и нефти на северном Сахалине сроком на 45 лет. Договоры, имевшие помимо экономических еще и политические цели, продолжали действовать и после ликвидации других концессий в СССР — они были аннулированы только в 1944 г. За это время Япония добыла на Сахалине 2 млн. т нефти и 1,6 млн. т угля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: