Рабочий процесс. Инфокоммуникационные системы не существуют изолированно, всегда имеется некоторый контекст, в рамках которого система функционирует

Инфокоммуникационные системы не существуют изолированно, всегда имеется некоторый контекст, в рамках которого система функционирует, причем он всегда включает актеры, взаимодействующие с системой.

Рассматривая необходимое для бизнеса информационное обеспечение масштаба предприятия, вы обязательно обнаружите, что автоматизированная система работает в контексте бизнес-процессов более высокого уровня. Такие бизнес-процессы являются примерами рабочих процессов, поскольку описывают, как функционирует предприятие и какие в него вовлечены объекты. Например, в розничной торговле имеются как автоматизированные системы (скажем, кассовые терминалы, взаимодействующие с подсистемами маркетинга и складского учета), так и неавтоматизированные (люди, работающие в торговых точках, в отделах дистанционных продаж, маркетинга, заказов и отгрузки). Моделировать эти бизнес-процессы с точки зрения кооперации различных автоматизированных и неавтоматизированных систем можно с помощью диаграмм деятельности.

Для того чтобы построить модель рабочего процесса, необходимо следующее:

1. Выделите какой-либо участок рабочего процесса. Проектируя непростые системы, невозможно отразить все представляющие интерес последовательности на одной диаграмме.

2. Выберите бизнес-объекты, на которые возложена ответственность высокого уровня за части всего рабочего процесса. Это могут быть реальные сущности, вошедшие в системный словарь, или более абстрактные объекты. В любом случае следует создать отдельную дорожку для каждого бизнес-объекта.

3. Идентифицируйте предусловия для начального состояния рабочего процесса и постусловия для его конечного состояния. Это поможет при моделировании границ процесса.

4. Начиная с исходного состояния, опишите деятельности и действия, выполняемые в различные моменты времени, а затем отразите их на диаграмме деятельности в виде состояний деятельности или действий.

5. Сложные действия или множества действий, встречающиеся многократно, следует свернуть в состояния деятельности и для каждого из таких состояний составить отдельную диаграмму деятельности.

6. Изобразите переходы, соединяющие состояния этих деятельностей и действий. Сначала нужно сосредоточиться на последовательных потоках, затем перейти к ветвлениям и в последнюю очередь рассмотреть разделения и слияния.

7. Если в рабочий процесс вовлечены важные объекты, изобразите их на диаграмме деятельности. В случае необходимости следует показать изменение значений и состояний таких объектов, чтобы прояснить суть траектории каждого.

Например, на рис. 2.25 показана диаграмма действий для бизнеса, связанного с розничной торговлей.


Рис. 2.25 Моделирование рабочего процесса

Диаграмма описывает, что происходит, когда клиент возвращает товар, заказанный по почте. Процесс начинается с действия Запрос возврата со стороны Клиента, затем переходит на дорожку Продажи по телефонному заказу (Получить номер возврата), возвращается на дорожку Клиент (Отправить товар), переходит на дорожку Склад (Принять товар, затем Переучесть товар) и завершается на дорожке Бухгалтерия (Кредитовать расчетный счет). Как видно из диаграммы, в процессе участвует один существенный объект (i - экземпляр класса Товар), состояние которого изменяется с возвращен на доступен.

Рабочие процессы, чаще всего представляют собой бизнес-процессы, но это не обязательно. Например, диаграммы действий можно применить для описания процессов разработки программного обеспечения - скажем, процесса управления конфигурацией. В равной мере они пригодны для моделирования непрограммных систем, таких как поток пациентов в учреждении здравоохранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: