К формам самостоятельной работы студентов при изучении курса «Культура и межкультурное взаимодействие» относятся:
- конспект первоисточников (письменно - 10-15 стр);
- сообщение по заданной теме на семинарском занятии (5-7 мин.);
- доклад по заданной теме на семинарском занятии (15-20 мин.);
- реферат (письменно, желательно в печатном виде - 10-15 стр.).
При защите любой формы самостоятельной работы обязательными требованиями являются:
а) свободное владение материалом, предполагающее устный пересказ основных положений текста;
б) правильно оформленная литература.
Основные формы СРС:
Конспект - важнейшая форма учебной работы. Философские тексты, как оригинальные, так и учебные не поддаются усвоению при беглом и поверхностном чтении. Необходимо предварительно прочитать текст, понять его логику и стержневые идеи. Только при повторном чтении надо начинать конспектирование - записывать основное содержание словами, цитировать текстуально точно (с указанием страницы, названия произведения, города и года выпуска книги) там, где необходимо, делать выписки, т.е. аналитически прорабатывать то, что прочитано.
Сообщение - форма самостоятельной работы, отражающая степень понимания студентом поставленной проблемы. При подготовке сообщения необходимо использовать 2-4 источника. В каждой книге следует отыскать раздел, относящийся к заданной теме, и прочитать его. После прочтения всех найденных разделов нужно составить план выступления и по плану законспектировать наиболее интересные и важные положения.
Доклад - это следующая по сложности форма самостоятельной работы. Подготовка доклада требует большей тщательности в подборе материала и предполагает детальное знакомство студента с поставленной проблемой. Если в сообщении важна идея, так сказать - “полёт мысли”, то доклад составляется как рациональная разработка идеи. В докладе используются, как правило, 4-6 источников, а сам доклад состоит, как минимум, из двух частей - первая из которых включает соображения по постановке проблемы, а вторая часть представляет совокупность способов решения поставленной проблемы или совокупность возможных подходов к решению проблемы. Основное требование, предъявляемое к докладу, - это логическая стройность идеи и четкое понимание деталей.
Защита сообщений и докладов на семинарском занятии предполагает оценку по пятибалльной шкале. Рукописно выполненные работы оцениваются по следующим требованиям: 1 страница рукописного текста в каждой строчке – 1 балл; наличие плана и главной идеи – 1 балл; определение (со ссылкой на источник и его выходные данные с указанием города, года выпуска и страницы или сайт в Интернете) – 0.5 балла; опорно-логическая схема (из 4-6 элементов – 1 балл, из 7-12 элементов – 2 балла).
Реферат - основная форма письменной работы студента. Работа над рефератом состоит из нескольких этапов:
1) выбор темы реферата и подбор литературы;
2) изучение литературы и составление плана;
3) классификация материала и корректировка плана;
4) оформление реферата.
При выборе темы реферата необходимо учитывать ее разработанность и то, насколько широко она освещена в научной литературе и периодической печати. Работа над рефератом начинается с составления ориентировочного плана, включающего в себя перечень основных вопросов, которые следует осветить в ходе изложения. Реферат должен включать в себя введение, 2-3 основных раздела, заключение, список литературы, содержащий 10-15 источников. Рефераты принимаются в печатном виде и оцениваются в 2 балла. В течение семестра студент может сдать не более 4 рефератов.
Конспектирование справочной, учебной литературы и первоисточников: 1 страница рукописного текста в каждой строчке – 1 балл; наличие плана и главной идеи – 1 балл. Указание выходных данных книги (город, год выпуска, изд-во, страницы) или названия статьи с авторскими данными на Интернет-ресурсах обязательно. При отсутствии этих сведений баллы за работу не начисляются.
Составление тестовых вопросов. Студенты имеют возможность составлять тестовые вопросы по курсу «Культура и межкультурное взаимодействие». Материалом для составления тестов могут служить конспекты лекций, учебные пособия, ключевые моменты докладов и рефератов. Тестовые задания могут быть нескольких видов:
1) Вопросы с одним правильным ответом (из 4-х вариантов);
2) Вопросы с несколькими правильными ответами (из 4-6 вариантов);
3) Вопросы на соответствие;
4) Вопросы на хронологическую последовательность;
5) Вопросы-определения, предполагающие ввод понятия с клавиатуры компьютера.
Тестовые вопросы сдаются в электронном виде пронумерованными с указанием темы или раздела курса (названия лекции). (MicrosoftWord, *.rtf, 14 шрифт). Сначала дается формулировка задания, в новой строчке даются варианты ответов. Перед каждый неверным вариантом ставится дефис, перед верным – знак «+». Тесты на соответствие оформляются в виде таблицы с двумя столбцами, где в левом столбце указаны задания, а в правом – напротив задания располагается правильный ответ. Варианты ответов в вопросах на хронологию также располагаются в правильном порядке. Одно правильно оформленное тестовое задание оценивается в 1 балл.
Для получения зачета студентам достаточно набрать 50 баллов (оценка «удовлетворительно»); 50-65 баллов (оценка «удовлетворительно»); 65-80 баллов (оценка «хорошо»); свыше 80 баллов (оценка «отлично»).