Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях

Идеология и её общественное предназначение.

1 Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.

2 Политическая идеология: понятие, уровни, функции, классификация. Идеология и социально-политическое знание.

Возникновение термина «идеология» и специфика его понимания в различных социально-философских школах и теориях.

Антуан де Траси (1754 - 1836) ввёл термин «идеология» в научный оборот. По его мнению, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики.

Константин Франсуа Вольней (1757 - 1820) считал, что в основе всех действий людей лежит стремление к удовлетворению личного интереса, себялюбие, отвращение к страданию. Правильно понятый личный интерес может превратиться в общественный интерес (идеологию). В будущем народы поймут значение общественного счастья: бедняки обретут силу в идее равенства, богачи же склонятся к умеренности и подчинят свои частные интересы общественным.

Карл Маркс (1818 – 1883), теория «иллюзорного сознания». Утверждается, что идеология – это иллюзорное представление о реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя. Оно существует только в сознании человека и развивается по своим собственным законам. К идеологическим формам сознания относятся: философия, религия, право, мораль, эстетика. Не существует естественнонаучных методов определить истинность тех или иных идеологических утверждений. Идеологии как «иллюзорному сознанию» противостоит «истинное сознание» – наука. Смерть «иллюзорного сознания» возможна только в обществе всеобщего равенства, где отсутствуют классовые и национальные противоречия.

Карл Мангейм (1893—1947), работа «Идеология и утопия». Коллективное бессознательное и движимая им деятельность искажают некоторые аспекты социальной реальности в двух направлениях. Первое – идеология – социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, воплощённые в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве. Идеология как коллективное бессознательное данных групп, скрывает действительное состояние общества, как от себя, так и от других тем самым стабилизируя его. Второе – утопия (противостоит идеологии) – совокупность интересов социальных слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях. Утопическое мышление не способно и не стремится правильно оценить действительное состояние общества, т.к. является только руководством к действию. Носителей утопического мышления не интересует то, что реально существует, они лишь пытаются мысленно предвосхитить изменение существующей ситуации.

Концепция деидеологизации (вторая половина ХХ в). Стремительное развитие науки и технологий обуславливает приоритет «объективных» факторов жизнедеятельности человека: экологии, информации, образованности, квалификации, а политические концепции приобретают второстепенное значение.

Концепция реидеологизации (последняя четверть ХХ в). Возрастающее влияние науки, развитие технологий в современном мире ведёт к усилению борьбы за ресурсы, рынки и доминирование в мире, следствием чего является столкновение цивилизационных ценностей развития в условиях глобализации. Кроме того, идеология обосновывает мировоззренческие ценности, цели человеческого бытия – на это наука не даёт ответов. Пренебрежение к этим вопросам, создаёт в обществе «идеологический вакуум», который заполняется враждебной существующему строю идеологией.

Представления об идеологии как форме мировоззренческого опыта людей, прошли эволюцию от «беспристрастной науки» к инструменту власти и политических действий, который систематизирует и выражает интересы различных слоёв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: