Определяя понятие, раскрывают его содержание. Чтобы сделать обзор, упорядочить и систематизировать круг предметов, выраженных в понятии, их классифицируют.
Классификация (от лат. - разряд, класс) - это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов (классов), мыслимых в понятии на подмножества (подклассы) по определенным признакам.
Основой классификации является логическая операция деления объема понятия. Объем понятия - это класс объектов, которые обозначаются данным понятием (например, треугольник). Деление исходного объема понятия на подклассы производится по единому признаку, называемому основанием деления (например, величина угла треугольника). Полученные в результате деления подклассы (для класса треугольников (КТ) это будут подклассы остроугольных - О, прямоугольных - П, тупоугольных - Т треугольников) называют членами деления. Деление должно быть соразмерным: объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (О + П + Т = КТ).
|
|
«Хорошей» классификацией считается та, которая объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках, является устойчивой и вместе· с тем достаточно гибкой, чтобы сохраниться в условиях появления все новых и новых объектов исследования. Вместе с тем она должна быть удобной в обращении и обеспечивать сравнительно легкий поиск нужных объектов или нужной о них информации. Обычно считают, что наличие у классификации этих достоинств обеспечивается успешным выбором ее основания» (Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. - Новосибирск, 1986. - С.18).
В зависимости от целей и оснований в качестве основных видов обычно выделяют естественные и искусственные, формальные и содержательные, описательные и сущностные классификации (см.: Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. - М., 1990. - С. 26-27).
Классификации естественные и искусственные разделяются по степени существенности основания деления. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной (например, периодическая система химических элементов). Если же в классификации используются несущественные признаки, то классификация считается искусственной (например, алфавитно-предметные указатели в библиотеках). Первые строятся на учете всей совокупности признаков у классифицированных объектов, взятых в их взаимной связи и обусловленности, вторые - на основе произвольного выделения одного или нескольких свойств или признаков этих объектов. Поэтому естественные классификации являются всесторонними, а искусственные - односторонними.
|
|
Классификации формальные и содержательные обусловлены целевыми установками. Формальные классификации ориентированы на выявление определенного порядка в расположении групп объектов, содержательные - на открытие законов, связывающих эти объекты. В этом отношении формальные классификации функционируют в научном исследовании как предпосылка содержательных классификаций, а содержательные классификации акцентируют внимание ученого на раскрытии внутренних, закономерных связей между группами классифицируемых объектов (например, живых организмов, видов веществ, механизмов и машин и т.д.).
Классификации описательные и сущностные. Первые констатируют факт существования данных классов исследуемых объектов (например, классификация морей по характеру их обособления от океана) и широко используются на начальных стадиях исследовательского процесса. В этих классификациях основание классификации структурно еще не выделено из перечня класса. В отличие от сущностной классификации описательные классификации не содержат попыток объяснения специфики определенного класса обусловливающими ее факторами. Переход от описательной к сущностной классификации связан с существенной перестройкой первоначальной классификации, которая может привести к открытию неизвестных ранее исследуемых объектов, например, классификация морских берегов (см.: Розова С.С. Там же. - С. 51-59).
Наибольшее значение в науке имеют естественные классификации. Естественные, сущностно-содержательные классификации можно именовать научными. Ярким примером такой классификации является периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. В качестве существенного признака (основания деления) в ней взят закон о периодической зависимости химических свойств элементов их атомных весов (в дальнейшем - зависимость свойств от атомного заряда). Поэтому каждый элемент в системе занял закономерное место. Исходя из знания периодического закона, Менделеев оставил таблице пустые места (под номерами 21, 31, 32), которые позднее были заполнены вновь открытыми элементами (гелий, скандий, германий).
В биологических научных классификациях доминирующую роль играет таксономическая классификация, где все множество живых организмов распределяется по определенной системе иерархически соподчиненных групп - таксонов (классов, семейств, родов, видов др.). Поэтому термины «классификация», «таксономия» и «систематика» часто используют как синонимы. Для такой синонимии есть оправдание, поскольку таксономия, систематика и классификация неразрывно связаны между собой, а значение этих терминов часто перекрещивается. Однако обычно систематику понимают как науку о разнообразии организмов и взаимоотношениях между ними, а таксономию как раздел этой науки, посвященный принципам, методам и правилам классификации. Основная задача таксономии - создать рациональное учение о таксономических категориях (рангах) и их соподчинении (иерархии), которое позволило построить естественную классификацию организмов.
В социальных дисциплинах внимание акцентируется на классификации, близкой таксономической и именуемой типологией. Типология (от греч. - отпечаток, форма, образец) - это формирующийся метод научного исследования, в основе которого лежат расчленение социальных объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
Первая научная макротипология общества была представлена Марксом в учении об общественно-экономической формации, которая вычленила экономико-исторические типы общества: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Другой, цивилизационный, подход выделяет три типа общества («волн цивилизации»): земледельческий, индустриальный и информационно-компьютерный. Если учесть, что термин «цивилизация» зачастую выступает синонимом «культуры», которую отражают, по данным ЮНЕСКО, свыше 600 ее определений, концепций и описательных моделей, то вопросов к такой типологии возникает множество.
|
|
На следующих уровнях типологизация может быть конкретизирована. Так, например, собственно социальная сфера может типологизироваться по модели больших социальных групп на классы, этносы, демографические, профессиональные и территориальные общности.
Что касается типологизирующей методологии гyманитарного познания, то здесь большие надежды возлагались на М. Вебера, пытавшегося разработать учение об идеальной типологии, в центре ко торой лежит сконструированное понятие «идеального типа». Однако надежды гуманитариев не оправдались. Анализируя эту ситуацию, Е.В. Ушаков, например, делает все же оптимистические выводы: «Итак, применение типологических методов встречается с многочисленными сложностями. Периодически возникают дискуссии на эту тему, предлагаются различные варианты уточнения этого понятия, встречаются даже заявления о кризисе типологии. Но все это говорит о том, что данный метод находится в работе и продолжает развиваться» (Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. - М., 2005. - С.355).
Завершая тему, следует подчеркнуть, что классификации выражаются в форме языковых текстов, различного рода таблиц, графических схем, матриц и других средств. Эти формы классификации фиксируют закономерные связи между классами объектов, устанавливают места объектов в системе, обобщают результаты развития определенной области знания, фиксируют начало нового этапа исследования, переход от эмпирического к теоретическому этапу и т.д. В результате классификация в познании выступает как средство: организации исследуемых объектов, их системного и модельного представления, открытия законов и построения научных теорий.
|
|