Классификация. Определяя понятие, раскрывают его содержание

Определяя понятие, раскрывают его содержание. Чтобы сделать обзор, упорядочить и систематизировать круг предметов, выражен­ных в понятии, их классифицируют.

Классификация (от лат. - разряд, класс) - это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов (классов), мыслимых в понятии на подмноже­ства (подклассы) по определенным признакам.

Основой классификации является логическая операция деления объема понятия. Объем понятия - это класс объектов, которые обо­значаются данным понятием (например, треугольник). Деление ис­ходного объема понятия на подклассы производится по единому при­знаку, называемому основанием деления (например, величина угла треугольника). Полученные в результате деления подклассы (для класса треугольников (КТ) это будут подклассы остроугольных - О, прямоугольных - П, тупоугольных - Т треугольников) называют чле­нами деления. Деление должно быть соразмерным: объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (О + П + Т = КТ).

«Хорошей» классификацией считается та, которая объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в сущест­венных признаках, является устойчивой и вместе· с тем достаточно гибкой, чтобы сохраниться в условиях появления все новых и новых объектов исследования. Вместе с тем она должна быть удобной в об­ращении и обеспечивать сравнительно легкий поиск нужных объек­тов или нужной о них информации. Обычно считают, что наличие у классификации этих достоинств обеспечивается успешным выбором ее основания» (Розова С.С. Классификационная проблема в совре­менной науке. - Новосибирск, 1986. - С.18).

В зависимости от целей и оснований в качестве основных видов обычно выделяют естественные и искусственные, формальные и со­держательные, описательные и сущностные классификации (см.: Ко­чергин А.Н. Методы и формы научного познания. - М., 1990. - С. 26­-27).

Классификации естественные и искусственные разделяются по степени существенности основания деления. Если в качестве основа­ния берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником зна­ния о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной (например, периодическая система химических элементов). Если же в классификации используются несущественные признаки, то классификация считается искусственной (например, ал­фавитно-предметные указатели в библиотеках). Первые строятся на учете всей совокупности признаков у классифицированных объектов, взятых в их взаимной связи и обусловленности, вторые - на основе произвольного выделения одного или нескольких свойств или при­знаков этих объектов. Поэтому естественные классификации являют­ся всесторонними, а искусственные - односторонними.

Классификации формальные и содержательные обусловлены целевыми установками. Формальные классификации ориентированы на выявление определенного порядка в расположении групп объектов, содержательные - на открытие законов, связывающих эти объекты. В этом отношении формальные классификации функционируют в науч­ном исследовании как предпосылка содержательных классификаций, а содержательные классификации акцентируют внимание ученого на раскрытии внутренних, закономерных связей между группами клас­сифицируемых объектов (например, живых организмов, видов ве­ществ, механизмов и машин и т.д.).

Классификации описательные и сущностные. Первые констатируют факт существования данных классов исследуемых объектов (на­пример, классификация морей по характеру их обособления от океана) и широко используются на начальных стадиях исследовательского процесса. В этих классификациях основание классификации структур­но еще не выделено из перечня класса. В отличие от сущностной клас­сификации описательные классификации не содержат попыток объяс­нения специфики определенного класса обусловливающими ее факто­рами. Переход от описательной к сущностной классификации связан с существенной перестройкой первоначальной классификации, которая может привести к открытию неизвестных ранее исследуемых объек­тов, например, классификация морских берегов (см.: Розова С.С. Там же. - С. 51-59).

Наибольшее значение в науке имеют естественные классифика­ции. Естественные, сущностно-содержательные классификации можно именовать научными. Ярким примером такой классификации является периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. В качестве существенного признака (основания деления) в ней взят закон о периодической зависимости химических свойств элементов их атомных весов (в дальнейшем - зависимость свойств от атомного заряда). Поэтому каждый элемент в системе занял закономерное место. Исходя из знания периодического закона, Менделеев оставил таблице пустые места (под номерами 21, 31, 32), которые позднее были заполнены вновь открытыми элементами (гелий, скандий, германий).

В биологических научных классификациях доминирующую роль играет таксономическая классификация, где все множество живых организмов распределяется по определенной системе иерархически соподчиненных групп - таксонов (классов, семейств, родов, видов др.). Поэтому термины «классификация», «таксономия» и «систематика» часто используют как синонимы. Для такой синонимии есть оправдание, поскольку таксономия, систематика и классификация неразрывно связаны между собой, а значение этих терминов часто перекрещивается. Однако обычно систематику понимают как науку о разнообразии организмов и взаимоотношениях между ними, а таксономию как раздел этой науки, посвященный принципам, методам и правилам классификации. Основная задача таксономии - создать рациональное учение о таксономических категориях (рангах) и их соподчинении (иерархии), которое позволило построить естественную классификацию организмов.

В социальных дисциплинах внимание акцентируется на классификации, близкой таксономической и именуемой типологией. Типология (от греч. - отпечаток, форма, образец) - это формирующийся метод научного исследования, в основе которого лежат расчленение социальных объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Первая научная макротипология общества была представлена Марксом в учении об общественно-экономической формации, которая вычленила экономико-исторические типы общества: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Другой, цивилизационный, подход выделяет три типа общества («волн цивилизации»): земледельческий, индустриальный и информационно-компьютерный. Если учесть, что термин «цивилизация» зачастую выступает синонимом «культуры», которую отражают, по данным ЮНЕСКО, свыше 600 ее определений, концепций и описательных моделей, то вопросов к такой типологии возникает множество.

На следующих уровнях типологизация может быть конкретизи­рована. Так, например, собственно социальная сфера может типоло­гизироваться по модели больших социальных групп на классы, этно­сы, демографические, профессиональные и территориальные общно­сти.

Что касается типологизирующей методологии гyманитарного познания, то здесь большие надежды возлагались на М. Вебера, пы­тавшегося разработать учение об идеальной типологии, в центре ко ­ торой лежит сконструированное понятие «идеального типа». Однако надежды гуманитариев не оправдались. Анализируя эту ситуацию, Е.В. Ушаков, например, делает все же оптимистические выводы: «Итак, применение типологических методов встречается с многочис­ленными сложностями. Периодически возникают дискуссии на эту тему, предлагаются различные варианты уточнения этого понятия, встречаются даже заявления о кризисе типологии. Но все это говорит о том, что данный метод находится в работе и продолжает развивать­ся» (Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. - М., 2005. - С.355).

Завершая тему, следует подчеркнуть, что классификации выра­жаются в форме языковых текстов, различного рода таблиц, графиче­ских схем, матриц и других средств. Эти формы классификации фик­сируют закономерные связи между классами объектов, устанавливают места объектов в системе, обобщают результаты развития определен­ной области знания, фиксируют начало нового этапа исследования, переход от эмпирического к теоретическому этапу и т.д. В результате классификация в познании выступает как средство: организации ис­следуемых объектов, их системного и модельного представления, открытия законов и построения научных теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: