Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
1) уровня психического развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
Особенности интеллектуального развития
· протекание мыслительного процесса, активность, последовательность, доказательность, критичность суждений.
· установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.
· затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
· затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.
· особенности оперирования знаниями: дифференцированность, подмена признаков, выделение существенного.
· состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления
|
|
· индивидуальные качества мышления.
Особенности развития памяти
· протекание запоминания и воспроизведения
· значение волевой установки в запоминании
· развитие зрительной и слуховой памяти
· соотношение образной и словесной памяти
· состояние оперативной слуховой памяти.
Особенности развития фонематического слуха
· понимание детской обращенной речи. Речевое общение.
· состояние аналитико-синтетической фонематической деятельности.
· нарушение речи. Общее недоразвитие речи.
Развитие математических способностей
· умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке.
· умение соотнести предмет с символом (условным знаком, числом).
· выполнение элементарных операций с предметами.
· владение представлений равенства, "больше", "меньше".
Особенности развития эмоционально-волевой сферы
Особенности эмоций
· эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения.
· индивидуальный эмоциональный статус.
Особенности волевой регуляции
· волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке. Работоспособность, инициативность.