Философско-методологические проблемы

ДИСЦИПЛИНАРНО ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ

(ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО

ПОЗНАНИЯ)

Тема 1. Специфика социально-гуманитарного познания.

Основные исследовательские программы в гуманитаристике

Специфика гуманитарного познания. Социогуманитарное, техническое и естественнонаучное познание: сравнительный анализ. Социальная философия и социально-гуманитарное познание.

Статус гуманитаристики в классической и современной культурах. Традиция сциентизма и развитие гуманитарного познания. Гуманитаризация современного культурного пространства.

Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.

Парадигмальная история гуманитаристики. Исследовательские программы в обществознании. Программы наивного реализма и натурализма в гуманитарном познании. Культурно-историческая исследовательская программа: социальная сфера как мир значений. Психологическая и социо-психологическая программы исследования общественных явлений. Феномен социального реализма и его методологические альтернативы.

Проблема синтеза исследовательских программ социально-гуманитарного познания и варианты ее решения в современной методологии.

Понятие научной дисциплины в социально-гуманитарном познании. Проблема классификации социальных и гуманитарных наук. Культурологические дисциплины в системе социогуманитарного знания.

Проблемы и перспективы междисциплинарного диалога в социально-гуманитарном познании.


Тема 2. Парадигма историцизма в социально-гуманитарном познании и ее современные версии

Формирование парадигмы историцизма в гуманитарном познании. Постановка проблемы специфики гуманитарного познания в истории науки. Проблема метода “наук о духе” в философии В.Дильтея. Анализ специфики исторического познания Баденской школой неокантианства. Идиографический метод В.Виндельбанда: сущность и проблема соотношения с номотетикой. Анализ Г.Риккертом механизмов образования понятийных средств в социогуманитарных и естественнонаучных дисциплинах.

Классические системы методологии историцизма. Концепция “идеальных типов” М.Вебера.

Современные методологические версии историцизма. Методология “имманентности исторического сознания” в концепции Р.Дж.Коллингвуда. Методология историцизма в современной “понимающей социологии”. Рациональность как способ организации социального процесса в концепции А.Шюца. Методология историцизма в современной культурологии. Социокультурные феномены как “факты сознания” в концепции Р.М.Макайвера. Аналитика “символического универсума” в феноменологии П.Л.Бергера.

Тема 3. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели

Формирование методологии социологизма в истории гуманитаристики. Концепция “социального реализма” Э.Дюрк­гейма. Система “исторического материализма” К.Маркса. Социально-натуралистическая модель истории в социологизме Л.Гумпловича и О.Шпанна.

Парадигма социологизма в истории гуманитаристики. Логико-методологический анализ гуманитарного познания в аналитической традиции (Л.Дж.Коэн, Э.Нагель, Э.Гемпель) и традиция социологизма.

Классические версии методологии социологизма. Теория социального действия Т.Парсонса в контексте традиции социологизма. Модель “вызов – ответ” в интерпретации общества. Специфика трактовки культуры в структурном функционализме. “Критическая теория общества” в социальной философии Франкфуртской школы.

Специфика современных версий методологии социологизма.

Тема 4. Линейные и нелинейные модели

в методологии современного гуманитарного познания

Понятие линейных и нелинейных моделей развивающихся систем. Специфика нелинейного моделирования.

Становление концепции нелинейных динамик в современной культуре: естественнонаучная и гуманитарная версии. Синергетическая парадигма в современном естествознании: нелинейные модели в неравновесной термодинамике (Г.Хакен, Г.Николис, К.Николис, И.Пригожин, А.Баблоянц). Проблема универсальности синергетического подхода к процессам самоорганизации.

Гуманитарные версии нелинейного подхода к действительности в современной культуре: философия, культурология, языкознание.

Методология нелинейного моделирования в социогуманитарной сфере. Проблема учета специфики социокультурных процессов.

Современная концепция самоорганизации и ее социогуманитарные аппликации. Понятие самоорганизующейся среды, специфика трактовки социокультурных сред как самоорганизующихся. Бифуркационная природа нелинейных процессов и методология перспективного моделирования социокультурной сферы.

Феномен аттрактивных зависимостей в нелинейных процессах и темпоральный аспект нелинейных моделей. Понятие аттрактора в гуманитаристике. Структурно-функциональный аспект нелинейных моделей, понятие диссипативных структур. Феномен диссипативности и культурные процессы. Энергетический аспект нелинейного моделирования: проблема внешнего и внутреннего в нелинейных моделях и понятие открытой системы. Культурная среда как открытая система.

Статус нелинейных моделей в социокультурном познании.

Глобальные модели нелинейного развития человечества в современной культуре (К.Майнцер, Н.Н.Моисеев). Методология нелинейного моделирования кросс-культурных процессов: современные подходы.

Эвристический потенциал нелинейного моделирования в гуманитаристике.

Тема 5. Проблемы истины и интерпретации

в современной гуманитаристике

Проблема истины в социально-гуманитарном познании: сущность и специфика. Истина и ценностные структуры. Проблема объективности социально-гуманитарного знания.

Методологический статус процедур интерпретации в структуре социогуманитарного познания. Истина и интерпретация. Специфика интерпретационных процедур в гуманитаристике. Интерпретация как проблема.

Проблема интерпретации в истории гуманитарного познания. Классические и неклассические подходы к проблеме интерпретации в истории культуры.

Методология и ценностный статус процедур интерпретации в традиционной культуре. Понятие аутентичной интерпретации. Аутентичная интерпретация как парадигмальный канон: специфика отношения к тексту в традиционной культуре. Феномен экзегетики и формы экзегетической традиции в истории культуры.

Герменевтическая модель процедур интерпретации. Интерпретация и понимание. Сущность понимания. Понятие герменевтического круга. Понимание как проблема. Герменевтическая традиция в истории культуры. Программа интерпретации события и текста в концепции В.Дильтея. Программа “биографического анализа” Г.Миша. Концепция понимания Баденской школы; проблема роли аксиологических структур в процедурах интерпретации (Г.Риккерт). Понимание и ценностные основания культуры.

Структуралистская модель процедур интерпретации. Текст как целостность: объективно-гештальтные предпосылки смысла. Проблема системной интерпретации “конкретных языковых единиц” в методологии Ф. де Соссюра. Проблемы интерпретации в методологии структурного анализа текстов В.Проппа. Структурный метод в культурологии: проблема интерпретации и феномен бинаризма культурных реалий (К.Леви-Строс). Понятие “символических структур языка” и проблема интерпретации феноменов сознания в структурном психоанализе Ж.Лакана. Семиотическая модель “языков культурны” и проблема интерпретации феноменов культуры в структурной методологии раннего Р.Барта.

Постнеклассические концепции интерпретации в современной культуре. Стратегии отношения к событию и тексту в методологии постмодернизма. Проблема интерпретации события в генеалогии М.Фуко. Деконструктивистская программа интерпретации текста в грамматологии (Ж.Деррида). Концепция означивания: интерпретация как процедура порождения смысла (Р.Барт, Ю.Кристева). Идея “нонфинальной плюральности интерпретаций” в номадологическом проекте постмодерна (Ж.Делез, Ф.Гваттари).

Интерпретация как феномен культуры. Расширительное понимание интерпретационных процедур в традиционной культуре: семиотизация бытия и отношение к миру как тексту. Феномен интерпретации в неклассической культуре: идея версификационных интерпретаций в традиции модерна. Переосмысление понятия интерпретации в постмодернистской методологии: феномен экспериментации. Стратегия “тотальной независимости интерпретации” (П. де Ман).

Тема 6. Философско-методологические проблемы

социального прогнозирования. Философия и футурология

Целеполагающая природа человеческого сознания и моделирование будущего как функция человеческой деятельности. Прогностический потенциал культуры и формирование моделей будущего в социокультурном контексте. Перспективное прогнозирование как деятельность: ее специфика и система детерминант.

Донаучные и вненаучные формы социального прогноза: от мантики до религиозной эсхатологии. Утопия как тип социального прогнозирования.

Прогностика как рационально-теоретическая деятельность: проблема методологии социального прогнозирования (Дж.Мартино, Г.Кан, Э.Янч, И.Ласло). Футурологические концепции в контексте глобального моделирования (перспективно-прогностические модели Римского клуба).

Специфика социального процесса в контексте динамических и статистических закономерностей развития: специфика перспективного социального прогнозирования. Нелинейные версии прогностических моделей социального развития в современной культуре (И.Пригожин, К.Майнцер, Н.Н.Моисе­ев). Версификация эволюционных траекторий развития общества и понятие “вееров развития”.

Прогностическая функция философии в системе социума: социальная философия как моделирование возможных социальных миров. Специфика социально-философского прогноза. Прогностический потенциал социальной философии: сущность и когнитивные механизмы реализации. Философия и футурология.

Статус социального прогноза в общественном процессе и его историческая динамика. Соотношение естественно-научного и социального прогнозов: специфика когнитивных процедур и их социально-аксиологического контекста. Проблема восприятия и операционализации социально-философского прогноза: необходимые социальные условия и предпосылки адекватной реализации социальной философией прогностических функций.

Тема 7. Новейшие тенденции в методологическом развитии

современной культурологии

Специфика методологического развития современной гуманитаристики. Понятие постнеклассической методологии.

Методологические проблемы современной культурологии.

Методологическая парадигма “метаисторического анализа” в современной культурологии.

Номадологическая модель истории культуры в современной гуманитаристике. Понятие номадизма и специфика номадологии как методологической парадигмы. Модель культурно-исторического процесса в современной номадологии (Ж.Делез, Ф.Гваттари).

Проблема интерпретации культурного события в современной культурологии. Содержательная эволюция и изменение статуса идиографического метода в современном социокультурном познании. Семантические трансформации понятия “событие” в контексте философии конца XX – начала XXI в. Трактовка феномена “культурное событие” в современной гуманитаристике.

Анализ специфики социально-исторического текста в постструктурализме. Проблема референции культурного текста в нарративной концепции истории культуры (А.Дж.Тойн­би, Р.Ингарден, Х.Аренд, П.Рикёр, Ф.Кермоуд, Дж.Каллер, А.Карр, Д.В.Фоккема, Д.Хейман, М.Постер, Х.Уайт).

Переосмысление феномена социокультурной темпоральности в современной социальной философии. Концепции “завершения истории” в постнеклассической философии (А.Кожев, М.Бланшо). Концепция “постистории” в современном постмодернизме.

Методология постколониальных исследований в современной культурологии: переосмысление классических программ Э.Саида, Г.Спивак, Г.Бгабхи. Феномен транскультурности и понятие культурного пограничья.

Программа гендерных исследований в современной культурологии. Пол и гендер: социокультурная размерность гендерной специфичности. Феномен гендерной культуры. Понятие сексизма и проблема “гендерной справедливости”. Постмодернистские проекции гендерных аналитик (Э.Джер­дайн, Т. Мой).

Проблема языка культуры в современной гуманитаристике. Феномен дискурса и современные дискурсивные аналитики. Концепция вербально-коммуникативных практик Ю.Ха­бермаса и ее переосмысление в современной культурологии (А.-Ж.Греймас, Ж.Курте, Дж Фиске). Дискурсивные практики в аксиологическом контексте культуры: современные модели (М.Пёше, Ж.-Ж.Куртин, К.Фукс, П.Серио). Понятие “критического дискурса” и феномен автономии в современной гуманитаристике (А.Гоулднер). Концепция “еретического дискурса” в постмодернистских аналитиках (Б.Смарт). Проблема семантического потенциала дискурсивных сред (П.Анри, К.Арош, Д.Мальдидье). Проблема Другого в контексте дискурсивных практик (Ж.Отье-Ревю, Э.Пульчинелли Орланди, Р.Робер).

Проблема диалога культурных традиций в современной культурологии. Специфика методологии современных кросс-культурных исследований. Механизмы и закономерности взаимодействия культурных традиций: концепции эволюционизма и диффузионизма. Идея инвазионизма: модель взаимодействия традиций в концепции Л.Фробениуса и ее переосмысление в современной культурологии. Теория сингулярности “исторического акта” в постнеклассической философии. Версии моделирования взаимодействия культурных традиций в современной гуманитаристике. Специфика нелинейных моделей кросс-культурных процессов. Семиотические модели кросс-культурного взаимодействия: проблема языка культуры в ситуации диалога традиций. Современные методы кросс-культурных исследований и понятие полилога культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: