(занятие проводится в форме конференции-презентации)
Объекты презентации
1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике.
2. Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании.
3. Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования.
4. Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования.
5. Метод единства исторического и логического в структуре гуманитарного исследования.
6. Метод восхождения от абстрактного к конкретному в структуре гуманитарного исследования.
Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избранными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию общей методологии и конкретных методов, которые будут использованы в диссертационном исследовании.
Занятие 7 (2 часа)
Наука и образование. Статус ученого в современном мире
и гуманизация научного познания
Вопросы для коллективного обсуждения
|
|
1. Наука как социальный институт: социально-философские аспекты исследования науки.
2. Организационные формы развития науки. Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.
3. Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Политический контекст развития науки, наука и идеология.
4. Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры.
5. Наука и образование. Современные стратегии развития образовательных технологий.
Темы индивидуальных выступлений
– Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции.
– Проблема социального статуса ученого. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии.
– Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке.
– Формы научной коммуникации. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема “научной демократии”.
– Проблема диалога в научном сообществе. Культура научной дискуссии.
– Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии.
Занятие 8 (2 часа)
Наука в системе современного общества.