Феномен советской исторической науки

Предыстория: марксистское направление в исторической науке России в досоветский период. Исторические взгляды Г.В.Плеханова. Популяризация материалистического понимания истории. Проблемы новейшей истории в трудах В.И.Ленина. Схема русской истории М.Н.Покровского. Поиск нового языка науки. Период «плюрализма» (1917–сер. 20-х гг.). Ученые «старой школы»: теоретические платформы в их динамике (неокантианство, позитивизм, религиозно-философские поиски) и направления конкретных исследований (С.В.Бахрушин, М.М.Богословский, Р.Ю.Виппер, Ю.В.Готье, Н.И.Кареев, Д.М.Петрушевский, С.Ф.Платонов, А.Е.Пресняков, и др.). Вынужденная эмиграция. Поиски компромисса. Реорганизация исторического образования, создание новых центров подготовки историков-марксистов. Централизация архивного и научно-издательского дела. Закрытие дореволюционных исторических журналов. Марксистские общественно-научные и исторические журналы. Организация государственной пропаганды марксизма-ленинизма. Введение обязательного изучения истории партии (1924). Высылка из России старой профессуры и распад связей с мировой наукой. Утверждение принципа партийности. Новый тип историка-партийца. Деятельность Истпартов. Новая проблематика. Публикация источников по экономической истории, истории классов и классовой борьбы, революционного движения. Борьба с идеализмом. Уровень интерпретации теоретических проблем: упрощенчество и вульгарный социологизм. Новый язык советской историографии. Роль М.Н.Покровского и его школы в становлении советской исторической науки. Особенности исторических дискуссий 1920-х–первой половины 1930-х гг. (о природе российского абсолютизма, о революционно-освободительном движении, о предпосылках Октябрьской революции). Дискуссии конца 1920-х гг. и превращение исторической науки во фронт классовой борьбы. «Великий перелом» в исторической науке: ее унификация и тотальная идеологизация. «Академическое дело» и репрессии против историков. Передача архивов в ведение НКВД. Развитие организационных форм советской исторической науки в 1930–1950-е гг. Постановления партии и правительства о преподавании истории. Подготовка учебников для средней и высшей школы. «Краткий курс по истории ВКП(б)» и его влияние на историческую науку. Историческая наука накануне и в годы Великой Отечественной войны. Накопление нового научного материала в исследованиях по всеобщей и отечественной истории. Концепция советского патриотизма. Изменения в проблематике исторических работ. Закрытое совещание историков при ЦК ВКП(б) в 1944 г. и его итоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: