Удельный вес экономических районов в общем объеме продукции промышленности России за 1990-1999 гг

Экономический потенциал

Экономические потенциал следует рассматривать как экономические условия в широком смысле. Среди экономических условий первостепенная роль принадлежит материально-технической базе и трудовым ресурсам, образующим производительные силы обще­ства. Материально-техническая база представляет совокупность средств труда и общественной организации производства.

Экономические потенциал страны создается непосредственно трудом ее населения. Поэтому трудовые ресурсы играют особую роль в материальном производстве. Размещение трудовых ресурсов сложилось под влиянием производства и отражает исторические особенности заселения и экономического освоения территории. В то же время оно становится фактором, от которого во многом зависит территориальная организация производительных сил.

В 2000 г. большая часть трудовых ресурсов сосредоточена в развивающихся странах. Среди них выделяются Китай (600 млн чел.), Индия (350 млн чел.), Индонезия (86 млн чел.), Бразилия (70 млн чел.). Из промышленно развитых стран по численности трудовых ресур­сов лидирующее положение занимают США (130 млн чел.), Япония (70 млн чел.), Германия (42 млн чел.), Англия (30 млн чел.),Франция (28 млн чел.).

По состоянию на 2000 г. трудовые ресурсы России исчислялись в 84 млн чел., или почти 60% общей численности ее населения. По этому показателю Россия занимает пятое место в мире после Китая, Индии, США и Индонезии.

Почти 91% общей численности трудовых ресурсов составляет экономически активную часть населения (занятые в народном хозяйстве и безработные). Численность рабочей силы в России на 01.07.2000 г. составляла 74 млн чел., что также соответствует пятому месту в мире.

Кризис в экономке, который привел к спаду во всех отраслях народного хозяйства, особенно в промышленности, сократил об­щую численность


Таблица

Территориальная структура полезных ископаемых России
(в % к РФ)

Экономические районы Удельный вес района в балансовых запасах России
Уголь Газ Нефть Железная руда Медная руда Свинцово-цинковые руды Алюминиевое сырье Апатиты и фосфориты Водные ресурсы (годовой сток) Гидроэнергетические ресурсы Запасы древесины Земельные ресурсы
Центральный 2,0 - - - - - - 6,0 1,5 1,0 1,5 10,6
Северный 6,0 5,2 5,0 5,0 1,0 - 21,5 44,5 9,0 3,0 6,5 1,0
Северо-Западный - - - - - - 10,5 2,5 1,5 1,5 1,3 2,0
Центрально-Черноземный - - - 66,0 - - - - 0,5 - 0,7 9,0
Волго-Вятский - - - - - - - 25,0 2,5 1,7 2,0 6,0
Поволжский - 5,1 17,0 - - - 1,5 - 2,0 4,3 2,5 22,0
Северо-Кавказский 1,0 3,4 2,5 - 1,5 1,0 1,0 - 1,0 2,0 1,4 11,4
Уральский 2,0 8,9 7,5 17,0 32,5 2,0 55,0 - 2,0 6,0 4,6 16,0
Западно-Сибирский 52,0 71,0 65,0 2,5 - 4,0 2,5 8,0 16,0 11,5 11,5 13,6
Восточно-Сибирский 30,0 2,5 1,5 6,5 63,0 76,0 6,5 7,0 31,0 34,0 40,0 6,0
Дальневосточный 7,0 2,9 1,5 3,0 2,0 17,0 1,5 7,0 33,0 35,0 28,0 2,4

занятых в материальной сфере. За период 1992-2000 гг. численность занятых в экономике страны сократилась с 75 до 65 млн чел.

В конце 1990-х гг. из общей численности занятых в народном хозяйстве страны 25% приходилось на промышленность, 20% - на здравоохранение, культуру, образование, науку, 18% - на сельское хозяйство, 11% - на торговлю и общественное питание, матери­ально-техническое снабжение, 8% - на строительство, 8% - на транспорт и связь, 4% - на аппарат органов управления, 6% - на прочие отрасли.

Переход к рыночным отношениям оказал влияние на перераспределение занятых в народном хозяйстве между секторами. Численность работающих в государственном секторе за 1992-1999 гг. уменьшилась с 85 до 43%, а в негосударственном, соответственно увеличилась с 15 до 57%.

В 2000 г. в России, особенно в промышленности, строительстве и на транспорте работали свыше 250 тыс. иностранных граждан главным образом из стран СНГ.

В результате низкой заработной платы в России, особенно после падения курса рубля в августе 1998 г., растет вторичная занятость населения. Общая их численность ориентировочно составляет 8,5 млн чел., из них половина имеет вторую занятость на постоянной основе.

В России отмечается довольно низкий уровень эффективности использования рабочей силы. По показателю производительности труда наша страна в конце ХХ в. занимала 37 место в мире. Этот показатель был в 25-27 раз меньше, чем в Швейцарии, Японии, Норвегии, Франции и Германии.

Занятость населения - важная проблема современной мировой экономики. В конце ХХ в. по официальным данным в мире насчитывалось 120 млн безработных, в том числе 34 млн в развитых странах. По неофициальным расчетам численность безработных оценивается в 820 млн чел., что составляет 32% трудоспособного населения мира. Самый высокий уровень безработицы наблюдается в ЮАР (33%), Испании (22%), Финляндии (16%) и др.

Наиболее низкие показатели уровня безработицы зарегистри­рованы в Китае (0,6%), Республике Корея (2,1%), Тайване (2,6%), Японии (3,3%), Норвегии (4,3%).

В нашей стране уровень безработицы (отношение численности безработных к численности трудоспособного населения) в 1999 г. составил 2,5%. По этому показателю Россия занимает пятое место 11 мире.

По классификации Международной организации труда (МОТ) в стране численность безработных составила 7,5 млн чел. Помимо этого около 8 млн человек работают неполную неделю или вынуждены находиться в неоплаченных отпусках. В результате в начале 2000 г. общая численность безработных составила более 15 млн чел., или 18% общей численности трудовых ресурсов страны. Эти показатели позволяют отнести Россию к странам, где безработица является одной из важнейших социально-экономических проблем.

Демографический кризис в России начался в 60-х гг. прошлого века, но осо­бенно обострился в 1990-е гг. Он проявляется в низком уровне рождаемости, состоянии здоровья и высокой смертности населения. Демографические ресурсы страны ограничены, учитывая размеры ее территории и потенциал природных ресурсов. В ХХI в. продолжится процесс сокращения численности населения, который начался с 1992 г. Уровень смертности в России можно сравнить с военным. За 1992-1999 гг. население страны сократилось на 4 млн чел. По ориентировочным прогнозам демографов к 2016 г. население страны сократится на 9-12 млн чел., к 2031 г. уменьшится на 20 млн и составит 127 млн чел.

При сохранении указанных тенденций к середине будущего тысячелетия население России может сократиться наполовину. Больше всего пострадают Дальневосточный, Северо-Западный и Центральный районы страны.

Демографическая ситуация усугубится вследствие продолжа­ющейся тенденции старения населения. По расчетным данным, к 2016 г. 20% жителей страны будут старше 60 лет.

Для укрепления демографического потенциала России важное значение будет иметь приток русского и русскоязычного населения из бывших республик СССР, где в настоящее время их проживает более 25 млн чел.

В настоящее время темпы роста мирового промышленного производства носят устойчивый характер. В период 1990-1999 гг. объем промышленного производства в мире увеличился почти в 1,5 раза и по стоимости равнялся 9,2 трлн дол. Самые высокие темпы про­мышленного развития демонстрирует Юго-Восточная Азия, где за период 1991-1999 гг. в среднем они составили 7,5%.

Особе место по темпам прироста занимает Китай. Здесь среднегодовые темпы прироста за 1991-1999 гг. исчислялись в 15,5%.

Ведущими промышленными державами мира являются индустриально развитые страны. Удельное значение в мировом промышленном производстве в 1999 г. составило: США - 16%, Японии - 7%, Германии - 5,6%, Англии - 2,9%, Франции - 3%, Италии - 2,8%, Канады - 2%. Доля стран Юго-Восточной Азии за период 1991-1999 гг. выросла с 15 до 24%.

В России за период 1991-1999 гг. происходил процесс снижения промышленного производства и глубоких структурных изменений. В 1997 г. в результате политики финансовой стабилизации впервые за годы реформ был зафиксирован рост промышленного производства на 1,9%. Однако, разразившийся в 1998 г. финансовый кризис привел к спаду в промышленности на 5%. В 1999 г. промышленный сектор экономики увеличил свои объемы на 8%.

За период 1991-1998 гг. падение промышленного производства в России составило 68%. Для сравнения отметим, что сокращение промышленного производства за годы Великой депрессии (1929-1932 гг.) было ниже, чем в нашей стране (в США - 46%, Германии – 40%, Англии - 15%).

Удельный вес России в мировом промышленном производстве за 1990-1999 гг. уменьшился в 2,7 раза - с 4,6 до 1,7%.

Настораживающим фактом является снижение производства машиностроительной продукции, объем выпуска которой за 1990-1999 гг. сократился на 75%. Выпуск высокотехнологичных и науко­емких изделий снизился на 90%.

Пока еще на машиностроительных предприятиях военно-промышленного комплекса основные фонды поддерживаются на должном уровне, на большинстве гражданских объектов они изношены нa 60-90%. Средний срок службы оборудования и станков на гражданских предприятиях превышает 25 лет, что в 4 раза выше нормативa, принятого в промышленно развитых странах.

В структуре валового внутреннего продукта (ВВП) удельный вес промышленности в 1999 г. составил 28%, что на уровне аналогичного показателя развитых стран.

В структуре промышленного производства на долю обрабатывающих отраслей в 1999 г. пришлось 82%, а добывающих - 18%. Для сравнения отметим, что соответственно, эти показатели составили в США - 92 и 8%, в Японии - 96 и 4%, Германии - 90 и 10%.

Особенностью российской промышленности является высокий уровень милитаризации. На выпуск военной продукции работало свыше 75% российской промышленности. Свыше 78% всех научно-исследовательских институтов, научных и технических кадров обслуживали предприятия ВПК.

В России низкий показатель производительности труда в промышленности. Для сравнения отметим, что в 1999 г. один работающий в промышленном производстве нашей страны производил продукции на сумму 10,3 тыс. дол. (в США - 67,5 тыс. дол., в Германии - 44 тыс. дол., Японии - 40 тыс. дол., Франции 39 тыс. дол., Италии - 36 тыс. дол., Великобритании - 36,5 тыс. дол. и т. д.). По этому показателю Россия уступает значительно и новым индустриальным странам, таким как Республика Корея (33 тыс. дол.), (Сингапур (40 тыс. дол.), Чили (37 тыс. дол.), Тайвань (31 тыс. дол.), ЮАР (27,5 тыс. дол.) и др.

Результатом падения производительности труда является сни­жение уровня прибыли и соответственно рентабельности производства. В 1999 г. в российской промышленности численность промышленных предприятий составила почти 160 тыс., из них более 50% были убыточными.

На фоне снижения промышленного производства более глубо­ким оказался спад инвестиционной активности. За 1991-1999 гг. обновление основного капитала снизилось в 6,5 раз.

Следствием кризиса в инвестиционном секторе является рез­кое падение объемов капитальных вложений и провал программ по вводу основных фондов. Износ производственных фондов в промышленности составил в 1999 г. в среднем 60%, т. е. приблизился к черте, за которой начинается физический распад производственного потенциала и появляется угроза разрушения производительных сил страны. Конкурентоспособность России на мировых товарных рынках непосредственно зависит от издержек производства и качества изделий.

В конце 1990-х гг. издержки производства промышленной продукции в России были выше, чем в Японии (в 3 раза), США (в 2,8 раза), Германии (в 2,5 раза), Великобритании (в 2 раза).

Для того чтобы рассчитывать на выход российских промышленных товаров на мировые рынки, необходимо восстановить производственный потенциал, повысить эффективность производства за счет сокращения издержек производства, роста производительности и интенсивности труда, повышения качества продукции.

Региональная промышленная структура России за последние 9 лет изменилась незначительно (табл. 1).

Увеличил свой удельный вес в промышленном производстве страны Западно-Сибирский район (с 13,4 до 15,0%) в основном за счет развития газодобывающей и электроэнергетической промыш­ленности, Восточно-Сибирский (с 6,8 до 7,8%) район за счет пуска Саянской ГЭС, Красноярского завода тяжелого машиностроения и Абаканского вагоностроительного завода.

Таблица 1

Удельный вес экономических районов в общем объеме продукции промышленности России за 1990-1999 гг.

Регионы 1990 г. 1999 г.
Российская Федерация 100,0 100,0
Северный 5,0 5,5
Северо-Западный 4,2 3,9
Центральный 18,1 17,0
Волго-Вятский 5,1 5,0
Центрально-Черноземный 4,7 4,9
Северо-Кавказский 5,8 4,8
Поволжский 14,0 12,7
Уральский 17,5 18,3
Западно-Сибирский 13,4 15,0
Восточно-Сибирский 6,8 7,8
Дальневосточный 4,9 4,7
Калининградская область 0,5 0,4

Снизилось удельное значение Центрального района из-за резкого падения производ­ства в легкой промышленности (с 18,1 до 17%), Поволжского рай­она (с14 до 12,7%) из-за простаивания мощностей на предприятиях ВПК, Северо-Кавказского района (с 5,8 до 4,8%) из-за военных действий в Чечне.

Повысили свой удельный вес в топливной промышленности России Западная Сибирь с 42 в 1990 г. до 43,5% в 1999 г. за счет ввода новых мощностей на Уренгойском и Ямбургском газовых месторождениях, в производстве черных металлов - Центрально- Черноземный район (с 17 до 18,8%) за счет пуска Староосколького завода прямого восстановления железа.

Важное значение имеет рассмотрение территориальных пропорций по крупным экономическим зонам страны (Европейская и Восточная зоны России). Территориальные пропорции промышленности составляют фундамент экономического развития территорий. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой - как система народного хозяйства.

Анализ показывает, что существуют большие различия в развитии Европейской и Восточной экономических зон. Западная зона сосредотачивает 80% обрабатывающей промышленности, а Восточная зона - 63% добывающей промышленности. В Западной зоне находятся крупнейшие научно-технические центры.

Европейская зона производит 73% валовой продукции промышленности, 90% продукции машиностроения, 85% черных металлов, 83% химии и нефтехимии, 73% продукции лесной и лесоперерабатывающей промышленности, 96% стальных труб, 90% синтетического каучука, 95% бумаги.

Следовательно, в Европейской зоне имеются благоприятные предпосылки для расширения промышленного производства на действующих предприятиях путем их технического переоснащения и увеличения производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при минимальных капитальных затратах.

Существующая специализация регионов Европейской зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна по­вышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики и других отраслей промышленности, которые определяют технический прогресс во всем народном хозяйстве России.

Рост производства Европейских регионов должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья и воды. Не следует допускать размещение новых и расширение действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно создавать лишь в целях осуще­ствления прогрессивных структурных сдвигов и для ликвидации существенных диспропорций. Это дает возможность стабилизиро­вать напряженный топливно-энергетический баланс и уменьшить поставки топлива из Восточных регионов. В настоящее время из Восточной зоны в Европейскую часть ежегодно поставляется около 1 млрд т у.т.

С 70-х гг. прошлого века усилилось влияние Восточной зоны на экономичес­кое и социальное развитие страны в результате использования угольных, газовых, нефтяных, медно-никелевых, цинковых, алмаз­ных, лесных и других ресурсов, а также развития энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности.

В промышленном комплексе Восточной зоны преобладают добывающие отрасли. Здесь добывается 91 %природного газа, 80% угля, 70% нефти, производится 63% валовой продукции цветной металлургии, 42% пиломатериалов, 34% целлюлозы, 21% синтети­ческих смол и пластмасс.

В Восточной зоне необходимо обратить особое внимание на размещение машиностроения. Межрайонные экономические связи машиностроительной промышленности восточных регионов ука­зывают на диспропорцию в ее размещении. Межрайонные связи Сибири и Дальнего Востока имеют свои особенности. Если для Европейской зоны присущ обмен грузами в основном внутри своей зоны, то для восточных регионов, наоборот, характерен обмен глав­ным образом с регионами другой зоны. Так, например, в общем вывозе продукции машиностроения европейских регионов поставки за пределы своей зоны составляют 18%, а ввоз из другой зоны - 25% суммарного ввоза.

В Восточной зоне вследствие узкой специализации машиностроительных предприятий, имеющих общероссийское значение, а также значительного несоответствия номенклатуры выпускаемых машин и оборудования профилю хозяйства зоны только 25% машиностроительной продукции потребляется внутри Восточной зоны, а 75% вывозится за ее пределы, в том числе 72% в Европейскую зону (3% в Казахстан и Среднюю Азию). С другой стороны, из-за узости специализации производства, недостаточной его комплексности, неравномерности в развитии отдельных отраслей непрерывно ра­стет поток машин и оборудования на восток из западных регионов страны, за счет которых ежегодно покрывается 73% их суммарной потребности.

Незначительное использование машиностроительной продукции для удовлетворения местных потребностей означает, что эта отрасль слабо участвует в повышении уровня комплексности своего хозяйства.

По большинству отраслей машиностроительного комплекса потребности востока страны за счет местного производства удовлетворяются на 18-25%. Исключение составляют горнорудное и шахтное оборудование, сельскохозяйственное и электротехническое машиностроение, удельный вес продукции собственного производ­ства которых в общем объеме потребления составляет 27-43%.

В Восточной зоне необходимо предусмотреть:

· дальнейшее развитие нефтегазового комплекса и на его базе нефтехимической промышленности;

· расширение геологоразведки на нефть и газ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

· наращивание мощностей по добыче угля Канско-Ачинскоrо бассейна для энергетических целей;

· создание новых машиностроительных производств для нужд хозяйства Восточной зоны;

· обновление основных фондов на угольных предприятиях Кузбасса.

Рассматривая вопрос о разделении труда между регионами, необходимо подчеркнуть значение систематического улучшения структуры хозяйства внутри районов. Процесс этого улучшения должен быть непрерывен и хорошо сбалансирован. Оптимальная структура пропорций между отраслями промышленности в том или ином регионе позволяет сформировать эффективный российский рынок и исключить нерациональные транспортные расходы.

Мировое сельскохозяйственное производство развивается устойчивыми темпами. Основную часть сельскохозяйственной продукции производят США и страны Западной Европы.

Россия за последние 10 лет (1990-1999 п.) потеряла позиции ведущей мировой державы по производству продовольствия. В 1999 г. в России на долю импорта приходилось почти 35% продовольствен­ных товаров. Этот показатель свидетельствует о критической черте потери продовольственной безопасности страны.

Удельное значение сельского хозяйства в ВВП России в 1990 г. составляло 12%, что соответствовало аналогичному показателю в таких странах, как Аргентина, Чили, Бразилия и Таиланд (13%), и в 4-6 раз выше, чем в промышленно развитых странах (США, Великобритания, Бельгия, Германия - 2%; Швеция и Италия ­3%). В 1999 г. удельный вес сельскохозяйственного производства в ВВП России уменьшился до 4,6%.

Сельское хозяйство страны переживает глубокий кризис. За 1992-1999 гг. производство сельскохозяйственной продукции сократилось почти на 50%. Производство зерна уменьшилось на 47%, сахарной свеклы - на 49%, мяса (в убойном весе) на 63%, молока - на 51%, картофеля - на 66%.

Падение производства зерновых происходило за счет резкого повышении цен на электроэнергию, сельхозмашины, горюче-смазочные материалы. Как следствие этого произошло уменьшение посевных площадей и снижение урожайности. Ухудшилось ка­чество выращиваемого зерна, особенно пшеницы, из-за резкого сокращения в ней содержания белка.

Поголовье крупного рогатого скота за указанный период снизилось 2,2 раза, при этом поголовье овец и коз уменьшилась на 80%, свиней - на 60%. Производство баранины перестало существовать. Полностью утрачены промышленные технологии в овцеводстве.

За указанный период площадь пахотных земель в стране уменьшилась почти на 20%. На 1 га пашни в среднем вносилось 20 кг минеральных удобрений, что в 10-12 раз меньше, чем в странах Западной Европы. К концу 1990-х гг. почти полностью прекратилось применение интенсивных технологий, была свернута селекционная работа, усилился процесс уничтожения генофонда в животноводстве. Важной особенностью сельского хозяйства России является низкая производительность труда.

По производству продукции на одного занятого в сельском хозяйстве Россия занимает 39 место в мире. Этот показатель (480 дол. на 1 работающего) в 86 раз ниже, чем в Нидерландах (41,4 тыс. дол.), в 85 раз ниже, чем в Швеции (40,7 тыс. дол.) и в 79 раз ниже, чем в Финляндии (38,8 тыс. дол.).

Из-за низкой технической оснащенности в сельскохозяйственном производстве России велики потери произведенной продукции. В процессе транспортировки, переработки и хранения продукции ежегодно в нашей стране теряется 60·- 65% картофеля, 37-40% зерна, 12-15%молока, 10-12% мяса. Уровень этих потерь в 15-20 раз выше, чем в промышленно развитых странах.

Российское сельское хозяйство потребляет в 5 раз больше электроэнергии, чем американское. На производство сельскохозяйственных машин в нашей стране тратится в 3-4 раза больше металла, чем В Японии, США и Германии.

Себестоимость производимой сельским хозяйством продукции в РФ покрывается за счет ее реализации на 61-63%. Рентабельность отрасли на протяжении 1990-х гг. составляла 0,03-0,05%. В результате этого 53% всех сельскохозяйственных предприятий и производств являются убыточными.

Необходимо отметить, что практически во всех промышленно развитых странах осуществляется государственная поддержка сельскохозяйственного производства.

Самый высокий уровень государственной поддержки сельского хозяйства в 90-х гг. наблюдался в Швейцарии (80%), Норвегии (/5%), Японии (72%), Исландии (70%), США (53%), Австрии (43%).

В России за последние годы прослеживается тенденция сокращения данного показателя за счет уменьшения бюджетных ассигнований на развитие агропромышленного комплекса. В расходной статье федерального бюджета РФ в 1991 г. на долю сельского хозяйства приходилось 12%, в 1995 г. - 4%, в 1999 г. – 3,3%.

Сельскохозяйственное производство России состоит из двух взаимосвязанных отраслей - земледелия и животноводства. Они производят соответственно 45 и 55% сельскохозяйственной продукции.

Животноводство произвело в 1999 г. 55% всей валовой продукции сельского хозяйства. Оно поставляет пищевые продукты населению, сырье для легкой и пищевой промышленности.

За период 1991-1999 гг. в России наблюдалось устойчивое сокращение объемов производства продукции животноводства (в 2,4 раза). Тревожным является резкое падение производства мяса (11 2,9 раза), молока (в 2,1 раза), шерсти (в 2,7 раза). Поголовье крупного рогатого скота молочного направления сократилось почти в 2,5 раза. Продуктивность скота за указанный период снизилась в 1,7 раза.

Основной причиной сокращения поголовья скота и снижение его продуктивности является переход к рыночным отношениям. В результате этого были ликвидированы практически все колхозы, из которых 47% являлись рентабельными. Вновь созданные фермерские хозяйства без государственной поддержки влачат жалкое существование.

Мировой опыт показывает, что в период экономических кризисов государство уделяет повышенное внимание развитию транспортной системы.

В 1999 г. в общем объеме мировых грузоперевозок первое место занимал морской транспорт (60%), второе - железнодорожный (17%), третье - трубопроводный (12%), четвертое - автомобиль­ный (8%), пятое - речной (3%).

В конце 1990-х гг. Россия по развитию транспортной системы сильно отстала от мирового уровня. По железнодорожному транс­порту она занимала 34 место, по автодорожному - 43, по авиатранспорту - 46, по портовому хозяйству - 50 место. Если до 1991 г. транспорт в стране был прибыльным, то в период 1992-1999 гг. он стал убыточным. В России транспортные расходы на перевозку продукции в 1999 г. были в 6 раз больше, чем в США и в 5 раз больше, чем в Китае.

Производительность труда на российском транспорте в 2 раза ниже, чем в США, что связано с низким уровнем механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

В нашей стране основным видом транспорта остается железнодорожный, на долю которого приходилось 40% грузооборота, 47% пассажирооборота и 44% прибыли, получаемой от всей транспортной системы.

Ориентация на производство дешевых автомобилей привела к отставанию автомобильной промышленности от мирового уровня.

Отставание автомобильной промышленности России от мирового уровня в 2000 г. оценивается в 10-15 лет.

Срок службы автодорог в нашей стране на 27-33% ниже, чем в странах Западной Европы. Главной причиной быстрого разрушения дорожного полотна является недостаточное их уплотнение из-за отсутствия эффективного дорожно-строительного оборудования.

В настоящее время 52% автомобильных дорог не справляются с грузопотоками. Предельные их возможности исчерпаны. Потребность экономики России в новых автомобильных дорогах оценивается в 2 млн км.

На автотранспорте велика степень износа основных транспортных средств. В 2000 г. необходимо было списать 25 % грузовых автомобилей и 32% автобусов.

Морской транспорт страны испытывает глубокий кризис. На долю морского транспорта в 1999 г. приходилось 9,3% всего грузооборота страны. Численность морского флота в 1999 г. составила 460 судов. С 1992 г. прослеживается устойчивая тенденция к сокращению численности судов морского флота. Почти 30% судов списано, так как их изношенность превышает 68%.

Россия имеет 40 морских портов, в которых функционирует 275 перевалочных баз для обслуживания морского флота. При этом торговые порты обеспечивают потребность России в перера­ботке грузов только на 48%.

Портовое хозяйство настоятельно требует расширения и коренной реконструкции. Более половины морских портов страны мел­ководны и неспособны принимать современные крупнотоннажные суда. Почти 30% причального фронта находятся в неудовлетворительном состоянии.

Значительная часть российских грузов (37%) идет через порты стран Балтии, Украины и Финляндии. Из-за непомерно высоких железнодорожных тарифов невыгодно стало вывозить товары с Урала и Западной Сибири через дальневосточные порты Владивосток и Находка.

Речной транспорт - старейший вид транспорта в России. Он, как и другие отрасли хозяйства, находится в кризисном состоянии. За 1991-1999 гг. перевозки грузов и пассажиров речным транспортом сократились в 5,5 раза. В 2000 г. речной флот России перевозил 26,6 млн т грузов, в том числе 13,3 млн т внутри страны. На долю речного транс­порта в 1999 г. приходилось 3% общего объема грузоперевозок страны.

В России действует 77 судостроительных и судоремонтных предприятий. Однако, в настоящее время используется только 45% их мощностей, а качество ремонта - низкое.

Трубопроводный транспорт - единственный вид транспорта России, который близок к мировым стандартам. В 1999 г. на его долю приходилось 46% грузооборота страны. По протяженности магистральных трубопроводов Россия занимала ведущее место в мире.

Россия является крупнейшим в мире экспортером природного газа. Поэтому в структуре трубопроводного транспорта ведущее место принадлежит газопроводам (69%), далее следуют нефтепро­воды - 24%, и продуктопроводы - 7%.

Авиационный транспорт в России занимает третье место по пассажирообороту (16% в 1999 г.), а его роль в грузообороте незначительна (0,1%).

На 01.01.2000 г. в России работало 415 авиакомпаний, из них имели лицензии на авиаперевозки 390. Причем 37 авиакомпаний осуществляют 80% всех авиаперевозок страны. Структура пассажирооборота выглядит следующим образом: внутренние перевозки - 65%, международные -32% (в 1990 г. - 24%) и местные - 3%.

На начало 2000 г. в России пассажирский авиапарк составил 6,1 тыс. самолетов, из них 40 зарубежных марок. Износ основных фондов в авиаотрасли составляет 75%. В 2001 г. нужно списать все самолеты местных авиалиний, так как они выработали свой ресурс, и почти 70% магистральных самолетов (1357 шт.).

В целях развития единой транспортной системы в России разработана комплексная государственная программа «Транспорт России».

По ориентировочным расчетам для ее реализации в период 2001-2010 гг. необходимы инвестиции порядка 80 млрд дол. Финансирование программы может быть смешанным: как за счет государства, так и вложений частного сектора.

Россия пока сохраняет приоритет в производстве отдельных видов транспорта. Это относится к авиационному и водным видам транспорта.

Она является мировым лидером в строительстве судов смешанного плавания «река-море», атомных ледоколов, кораблей на подводных крыльях и воздушной подушке, плавучих буровых платформ, судов специального назначения.

Доходы от строительства конкурентоспособных транспортных и промысловых судов, стационарных и технических средств для работы на шельфе оцениваются в 10 млрд дол. Доходы от использования плавучих платформ по дбыче нефти, газа и их транспортировке составят 7 млрд дол. Доходы от экспорта военных кораблей будут исчисляться в 2 млрд дол. Немаловажно, что будет обеспечена занятость в этих отраслях примерно 1,5-1,7 млн чел.

В целом динамика роста объемов зарубежных капитальных вложений опережает развитие внутренней экономики большинства стран мира. За 1985-1999 гг. темпы прироста прямых инвестиций в 4,5 раза превышали рост стоимости мирового валового внутреннего продукта (ВВП).

Импорт инвестиций за 1991-1999 гг. имел следующую динамику: 1991 г. - 149 млрд дол., 1995 г. - 299 млрд дол., 1999 г. - 330 млрд дол.

Большая часть капиталовложений приходилась на такие отрасли, как финансовые услуги, энергетика, нефтегазовая, связь и телекоммуникации, фармацевтическая, целлюлозно-бумажная и др.

В 1990-х гг. в импорте капитала ведущее место стали занимать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Они повысили свой удельный вес с 21% в 1991 г. до 53% в 1999 г.

Крупнейшими импортерами капитала на рубеже тысячелетия являются США (20%), Франция (9%), Великобритания (7%), Германия (4%). С начала 1990-х гг. страны Европы по ввозу капитала определили США (21,5%).

Особое место по импорту капитала занимает Япония. В 1999 г. она ввозила 1,4% общемирового капитала. Низкий уровень иностранных капитальных вложений в японскую экономику говорит о том, что страна проводит политику протекционизма в отношении своих предпринимателей.

Лидирующее положение в привлечении иностранных капиталов занимает Китай. За период 1979-1999 гг. для проведения экономических реформ Китай импортировал 250 млрд дол (в 1999 г. - 43 млрд дол.). За счет иностранных инвестиций здесь создано 280 тыс. совместных предприятий.

В большом объеме привлекаются иностранные инвестиции в страны Латинской Америки. Среди них выделяется Бразилия. В 1999 г. в эту страну было ввезено 25 млрд дол. (7,6% общеми­ровых).

Россия по импорту капитала занимает скромное место в мире. В 1991-1999 гг. в нашу страну было ввезено 37,3 млрд дол. По ввозу капитала в 1999 г. Россия занимала 15 место в мире. В среднем за 1991-1999 гг. в нашу страну было ввезено 1,2% общемирового капитала.

Помимо долларовых инвестиций с 1994 г. иностранные компании начали осуществлять капитальные вложения в российских рублях. Объем рублевых капиталовложений иностранных фирм в России составил за 1994-1999 гг. почти 14 трлн руб. Большая часть рублевых капитальных вложений (85%) приходится на взносы в уставные фонды совместных предприятий.

В 1990-х гг. Россия привлекала капитал в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Прямые инвестиции дают иностранным инвесторам, юридическим и физическим лицам право на управление предприятием. Они активизируют деятельность частного сектора, расширяют выход на внешние рынки и облегчают доступ к новым технологиям и методам управления. Прибыль от этих предприятий, как правило, вкладывается на расширение производства, а не вывозится за границу. На начало 2000 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций в экономику России составлял 10,6 млрд дол.

Среди отдельных стран по объему прямых инвестиций первое место занимает США (43%), второе - Великобритания (8,5%), третье - Германия (8%).

Приватизация госсобственности привела к формированию в России фондового рынка, который создал объективные предпосылки иностранным инвесторам для портфельных капитальных вложений.

Сущность портфельных инвестиций состоит в там, что иностранцы имеют права покупать акции, векселя и другие ценные бумаги, которые составляют менее 10% акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают права вкладчикам участвовать в управлении предприятием.

За 1991-1993 гг. объем портфельных инвестиций в России исчислялся в 60 млн дал. С 1994 г. началось увеличение импорта в страну портфельных инвестиций. Максимального уровня они достигли в августе 1994 г. (50 млн долл.). В подавляющей сваей части они направлялись в нефтегазовую отрасль (87%).

В начале 2000 г. отток портфельных инвестиций с фондового рынка составил свыше 8 млрд дал. Следует отметить, что портфельные инвестиции да краха ГКО являлись одной из наиболее прибыльных форм капитальных вложений в отдельные отрасли экономики России.

Иностранные инвесторы сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России. Он в значительной степени сформировался под влиянием заказав на покупку ценных бумаг, которые размещали зарубежные инвесторы. По предварительным оценкам за 1991-1999 гг. иностранные фирмы вложили в российские ценные бумаги окало 10 млрд дол.

Развитие российского фондового рынка сопровождалось формированием местных инвестиционных компаний и банков, активно занимающихся операциями с ценными бумагами. Среди них выделяются «Ренессанс-капитал», «Ринако», «МФК» банк и др.

С 1970-х гг. в мировой экономике прослеживается тенденция к увеличению ссудных инвестиций. При создании развитой рыночной экономики ни одно государство не смогло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.

Экспорт ссудного капитала осуществляется как государственным, так и частным секторами на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть: официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др.

Мировая практика говорит о том, что более высокие требования к займам и кредитам предъявляют частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. Наиболее льготные коммерческие условия (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки) предлагают международные финансовые организации. Структурная политика России строится на привлечении ссудных инвестиций.

К 2000 г. Россия взяла кредитов в Мировом банке реконструкции и развития (МБРР) на сумму 6,5 млрд дал., в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) - 1,3 млрд дол. и в Международном валютном фонде (МВФ) - 18 млрд дол.

За время проведения экономических реформ в России значительно изменилась отраслевая структура иностранных капитальных вложений. В 1993 г. из общих инвестиций в 2,9 млрд дол. была направлена в машиностроение и металлообработку 24%, торговлю и общественное питание 16%, в строительство 5,5%, в целлюлозно-бумажную прамышленность4,5%, в промышленность строительных материалов 4%.

Данные показывают, что наиболее устойчивые отрасли экономики страны стремились не пускать иностранные компании, чтобы не делиться с ними контролем над предприятиями и прибылью.

Отрасли, в·которых стоял вопрос о выживании, привлекали иностранный капитал ради самосохранения. Положительным в этом процессе было то, что иностранные инвестиции подпитывали тех, кто сильно в них нуждался.

В 1997-1999 гг. наметилась тенденция к росту иностранных инвестиций в финансовую и банковскую системы (28%), пищевую промышленность (8,З%), топливно-энергетический комплекс (8,1 %), торговлю и общественное питание (7%), машиностроение (5%), целлюлозно-бумажную (4,7%), науку (1%), строительство (0,5%).

Объем накопленных иностранных капиталовложений в россий­скую банковскую систему к 2000 г. оценивался в 8 млрд дол., что составило более 8% общего размера банковского капитала России. Российским законодательством доля иностранных капиталов не должна превышать 12% общих их объемов.

С 1995 г. повышенный интерес иностранный капитал проявляет к вложениям в развитие средств связи и телекоммуникаций.

По общему объему реализации крупных проектов в области телекоммуникаций Россия занимает первое место в мире. Если в 1993 г. иностранные вложения в российские телекоммуникации составили 300 млн дол., то в 1999 г. они превысили 800 млн дол.

Привлечение иностранных капитальных вложений в регионы страны напрямую зависит от инвестиционного климата, проведения рыночных реформ, уровня экономической развитости, эффективности использования трудового и природно-ресурсного потенциалов.

Региональная структура ввоза иностранного капитала в Россию за последние 10 лет была подвержена изменениям. Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций были Москва и регионы, богатые нефтегазовыми, лесными, никелевыми и другими ресурсами.

Структура распреде­ления иностранных вложений за 1993-1999 гг. показаны в табл. 2.

Таблица 2

Региональная структура иностранных инвестиций в России (%)

  Прямые инвестиции
  1993 г. 1999 г.
Москва 26,0 51,6
Красноярский край 14,0 0,5
Омская область 8,5 0,1
Архангельская область 8,0 0,7
Московская область 3,0 7,0
Республика Коми 3,5 2,0
Татарстан 0,5 1,6
Санкт-Петербург 0,7 7,3
Тюменская область 1,2 4,0
Сахалинская область 0,3 2,0
Белгородская область 4,0 1,2
нижегородская область 1,0 1,5

В региональной структуре иностранных капитальных вложений нет таких промышленно развитых регионов, как Уральский и По­волжский, где капитал необходим для реструктуризации их хо­зяйств. Это связано со стремлением местных производителей сохранить монополию, не допуская конкуренции иностранных компаний.

Аналогичная ситуация сложилась в регионах, где объявлено о создании свободных экономических зон и получены льготы на хозяйственную деятельность.

Благоприятные регионы, к которым относятся Калининградская обл., Алтайский край, Кемеровская обл., зона Находки в Приморском крае также не являются привлекательными для ино­странных инвестиций. Это явление объясняется тем, что декларация о создании свободных экономических зон в России не обеспечена правовыми гарантиями и экономическими стимулами для иностранных инвесторов.

В 1999 г. на территории России были размещены инвестиции из 147 стран мира. Основными инвесторами капитала в хозяйство нашей страны являются Германия (32% накопленных иностранных капитальных вложений), США (18%), Франция (12%), Кипр (9%), Великобритания (8%), Италия (7,5%) и др.

Более половины (50,7%) всех совместных фирм расположены в Москве и Санкт-Петербурге, 28% - в Калининграде и Краснодаре. Значительная часть совместных российско-германских предприятий функционирует в промышленности (37%), торговле и общественном питании (31 %), на транспорте (17%), сельском хозяйстве (5%), строительстве (7%). Численность занятых на этих предприятиях составляет 286 тыс. чел.

На совместные предприятия приходится почти 12% общего объема товарооборота России с Германией. Почти 16% всего экс­порта совместных предприятий направляется в Германию, из них 51,2% приходится на топливно-сырьевые ресурсы.

Немецкие фирмы активно участвуют в реализации крупнейшего проекта по формированию системы газопроводов «Ямал-Европа». Он включает строительство двух газопроводов протяженностью 4 тыс. км каждый. Они пройдут по территории России, Белорус­сии и Польши до границы с Германией.

Интересы немецких инвесторов распространяются и на черную металлургию России. Практически решен вопрос о реконструкции староосколького металлургического завода прямого восстановления железа с участием немецкой фирмы «Скет». Прорабатывается вопрос о возможности инвестирования капи­талов немецкими компаниями на модернизацию металлургических предприятий в Волгограде, Челябинске и Электростали.

В автомобильной промышленности России активно развивается сотрудничество с немецкими автокомпаниями.

В химической промышленности совместно с немецкими фир­мами сооружается ряд предприятий для производства синтетических моющих средств (г. Энгельс), текстильных нитей, а также для производства многослойной полимерной пленки (г. Дзержинск).

Второе место среди иностранных инвесторов в российскую экономику занимают США. На начало 2000 г. функционировали 3030 совместных российско-американских компаний или 12% общего количества предприятий с участием иностранного капитала.

Накопленный объем американских инвестиций в российскую экономику к 2000 г. оценивался в 4,8 млрд дол. Среди отраслей, в которых американский капитал принимает активное участие, следует выделить такие, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, 'транспорт и др. Помимо этого американский капитал участвует в конверсии оборонных отраслей.

К началу 2000 г. в России создано с участием американского капитала 19 предприятий по добыче газа и нефти. Американские инвесторы с середины 1990-х гг. проявляют интерес к российской авиакосмической промышленности.

Американская компания «Отис» направила средства для организации в России производства лифтов и подъемного оборудования. На этих предприятиях работает почти 15 тыс. чел.

Три американские компании «Кока-кола», «Марс» и «Пепсико» вложили в российские предприятия по производству прохладительных напитков, кондитерских изделий и других пищевых продуктов почти 1 млрд дол.

Накопленный объем французских инвестиций в начале 2000 г. составил 3,3 млрд дол., или 12% общего объема иностранных инвестиций.

В конце 1999 г. на территории России функционировали 320 российско-французских предприятий, из них 112 (35%) со 100%-ным французским капиталом.

Французские компании совместно с российскими участвуют в разведке и разработке нефтегазовых ресурсов.

В авиакосмической области осуществляются значительные проек­ты Российских и французских компаний.

Министерство экономики России и французская фирма «Эрбас-Индастри» подписали соглашение о разработке самолета (аэробуса) на 600-700 мест.

В автомобильной промышленности французская фирма «Рено» в 1997 г. подписала соглашение с АО «Москвич» о создании совместного предприятия по выпуску легковых автомобилей. Предполагалось, что в 2001 г. будет произведено 100 тыс. автомобилей среднего класса. Помимо этого достигнуто соглашение, что «Рено» в Москве организует сборку автодвигателей по лицензии для лег­ковых автомобилей повышенной мощности и надежности.

R 2000 г. четвертое место по объему накопленных иностранных инвестиций в экономику России занимал Кипр (2,6 млрд дол.). На долю Кипра в 1999 г. пришлось 9% общего объема накопленных иностранных инвестиций на территории России.

Специфика кипрского капитала заключается в том, что за последние 10 лет (1990-1999 гГ.) он формировался за счет оффшорного бизнеса.

Для иностранного капитала на Кипре являются притягательными следующие факторы: отсутствие ограничений на вывоз капитала, льготное налогообложение и небольшой налог на прибыль от продажи акций оффшорных компаний и прибыль от реализа­ции ими недвижимости за пределами Кипра. В стране ежегодно регистрируется 1100-1200 оффшорных компаний, а общая их численность к 2000 г. составила почти 16 тыс. Рост численности оффшорных компаний напрямую зависит от оживления деловой активности в странах бывшего СССР. Если в 1990 г. на Кипре было всего 10 фирм из республик бывшего СССР, то в 1999 г. - 1470. Исходя из данных; можно сделать вывод о том, что капитал, кото­рый направляется в российскую экономику, имеет российское происхождение. Следовательно, Россия начинает получать свой «сбежавший» капитал.

Великобритания занимает пятое место по инвестиционным вложениям в российскую экономику. На начало 2000 г. нa территории России функционировало 360 предприятий с участием британского капитала. Специфика британского капитала Е нашей стране состоит в том, что 73% предприятий создано в сфере услуг и не связано с материальным производством. Сферой прило­жения английского капитала также являются добывающая и пи­щевая отрасли промышленности.

Итальянские инвестиции в нашу экономик составляют 7,5% от общего объема иностранных вложений (шестое место). На начало 2000 г. в России работало 1025 совместных российско-итальянских предприятий. Среди крупных соглашений выделяется создание совместного предприятия по производству легковых автомобилей в Нижнем Новгороде между российским предприятием «ГА3» и фирмой «ФИАТ». Общая стоимость строительства предприятия 850 млн дол., а его мощность - 150 тыс. автомобилей в год.

Претворяется в жизнь соглашение между РАО «Газпром» И компанией «ЭНИ», в котором предусматривается совместное проведе­ние геологоразведочных работ, добыча нефти, природного газа и газоконденсанта. Разрабатывается совместный проект по транспор­тировке российского газа в Турцию. Общая сумма этих проектов оценивается в 1,8-2,0 млрд дол.

Удельный вес японских инвестиций в российскую экономику не превышает 1,5%. К 2000 г. на территории России работали 425 предприятий с участием Японского капитала. Почти 80% российско-японских совместных предприятий созданы на Дальнем Востоке. Большинство предприятий (63%) занято посредническими и консультационными услугами, 10% - переработкой древесного сырья, 7% - переработкой рыбной и сельскохозяйственной про­дукции, 6% - производством товаров легкой промышленности. Японский капитал принимает участие в освоении Южно-Якутского угольного бассейна, нефтегазовых и лесных ресурсов Сахалина.

Анализ деятельности иностранного капитала в нашей стране говорит о том, что зарубежные капиталовложения мало стимули­руют экономический рост. Их удельное значение в российской экономике пока небольшое (в 1991 г. - 1,5%; в 1995 г. - 6%; в 1999 г. - 16,3%).

Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства РФ возросла с 2% в 1991 г. до 7,7% в 1999 г. Иностранный капитал также оказывает незначительное влияние и на внешнюю торговлю. Удельный вес в общем объеме российского экспорта продукции, выпускаемой на фирмах с участием иностранного капитала в 1999 г. составил 7,3%, а в импорте - 12%.

По официальным данным общий объем экспорта капитала из России за 1991-1999 гг. исчислялся в 11,5 млрд дол. При этом следует отметить, что большая часть капитала вывозится из страны нелегальным путем. По неофициальным оценкам, из России за 1993-1999 гг. было вывезено за рубеж 146 млрд дол. или в среднем за месяц вывозилось 1,74 млрд дол.

Из общего объема официальных инвестиций на торговые кредиты пришлось 60%, а на портфельные инвестиции - 40%.

Крупнейшим инвестором в экономику зарубежных стран среди российских финансово-промышленных групп является РАО «Газпром», которая имеет монопольное право на экспорт российского газа. Эта компания контролирует 32,7% мировых запасов природного газа, почти 35% мировой торговли природным газом. Удельный вес «Газпрома» на внутреннем рынке Германии, Франции и Италии составляет 28-30%, а в бывших социалистических странах - 45-50%.

За 1991-1999 П. «Газпром» направил за рубеж 4,5 млрд дол., в том числе на прямые и портфельные инвестиции 3 млрд дол., на торговые кредиты - 1,5 млрд дол.

Второе место по объему экспорта капитала из РФ занимает компания «Лукойл». За период 1991-1999 г. «Лукойл» инвестировал за границу 300 млн дол., из них на прямые и портфельные капитальные вложения пришлось 20 млн дол., на коммерческие кредиты - 280 млн дол.

Крупные российские банки имеют свои представительства за границей. К ним относятся «Внешторгбанк», «Российский кредит», Мост-банк», «Мосстройбанк» и др.

Большое влияние на экономическое развитие России оказывает незаконный вывоз капитала за границу. Существует несколько способов перевода капитала в другие страны. Среди них можно перечислить следующие: депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта товаров (особенно нефти, газа, никеля, алюминия, алмазов и др.); авансовые платежи под импортные контаркты без последующей поставки товаров и перевода валюты на зарубежные счета; невозврат валюты от экспорта российских товаров.

Но главным каналом «бегства» капитала из нашей страны за рубеж являются оффшорные компании. Процесс создания этих компаний стал интенсивно осуществляться после либерализации внешней торговли. С 1992 г. ежегодно за рубежом регистрируется свыше 2,5 тыс. оффшорных компаний. За 1992-1999 гг. по предварительным оценкам за границей функционирует более 20 тыс. российских компаний. Прибыль от деятельности таких компаний в Россию не попадает.

Для возвращения «сбежавшего» капитала в страну необходимо создать благоприятные условия. В России должен сформироваться инвестиционный климат, который будет стимулировать деятельность как отечественного, так и иностранного капиталов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: