Вопрос 2.Государственное управление угольной и газовой промышленностью

Россия занимает первое место в мире по запасам газа (1/3 мировых запасов)[1]. Месторождения газа имеют, как правило, стратегическое значение и включаются в федеральный фонд резервных месторождений.

Доля газа в энергобалансе страны составляет 50%, в налоговых поступлениях в бюджет — 25%. Россия — крупнейший экспортер газа. Газ экспортируется в 16 стран Европы и 8 стран СНГ. Доля России в потреблении газа европейскими странами составляет 25%. Экспорт занимает 70% в выручке за газ.

Добыча природного газа осуществляется акционерными обществами «Газпром», «Норильскгазпром», «Якутгазпром», «Сахалинмор-нефтегаз» и нефтяными компаниями. На долю независимых производителей приходится 10% добываемого газа, но им принадлежит 30% неосвоенных запасов.

На внутреннем рынке действуют межрегиональная компания по реализации газа — «Межрегионгаз» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») и газораспределительные организации по поставкам газа низкого давления — «Росгазификация». «Межрегионгаз» продает газ без посредников на территории 62 субъектов РФ. Поставки на экспорт осуществляет ООО «Газэкспорт».

В управлении газоснабжением государство сочетает административно-правовые и рыночные методы. Независимо от форм собственности составляющих ее предприятий и организаций действуют единые правовые основы рынка, ценовой политики, требования безопасности. Федеральные органы разрабатывают и реализуют программы газификации, регулируют использование запасов газа, осуществляют надзор и контроль за безопасностью объектов газоснабжения, вводят правила поставок. Утверждается плановый баланс добычи и реализации газа, исходя из ресурсов, прогноза потребности и технических возможностей системы газоснабжения. Устанавливаются принципы формирования цен и тарифов на газ и услуги по его транспортировке.

Правительство РФ вводит на срок не менее трех месяцев оптовые цены на природный газ, отпускаемый предприятиями ОАО «Газпром» газораспределительным организациям (кроме поставляемого для реализации населению), а также непосредственно конечным потребителям; цены дифференцированы в зависимости от затрат на транспортировку от мест добычи до потребителей и других факторов.

Оптовые цены на попутный нефтяной газ, широкую фракцию легких углеводородов, сжиженный газ для бытовых нужд утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации. ОАО «Газпром» и АО «Росгазификация» заблаговременно доводят информацию до конечных потребителей об индексации оптовой цены промышленности и надбавки к ней, устанавливаемой для перепродавцов на предстоящий период.

Регулируются также тарифы на услуги по транспортировке газа, предоставляемые газотранспортными организациями ОАО «Газпром» поставщикам газа, не входящим в ОАО «Газпром».

Розничные цены на природный газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, и сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом необходимости социальной защиты населения.

Убытки акционерных обществ, реализующих газ населению по утверждаемым государством ценам, дотируются из бюджета РФ и бюджетов соответствующих территорий пропорционально долям в уставных капиталах АО.

Преимущественное право на заключение договоров на поставки газа имеют организации, закупающие газ для удовлетворения государственных потребностей и коммунально-бытовых нужд граждан. Для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, обязательно заключение государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд.

ОАО «Газпром» контролирует добычу, транспортировку и сбыт газа. Открытое акционерное общество «Газпром» является мощной компанией, не имеющей мировых аналогов. В его состав в качестве дочерних входят предприятия геологоразведки и бурения, обустройства месторождений, машиностроения, транспортировки, снабжения и других видов деятельности. Оно обеспечивает транспортировку газа по трубопроводам протяженностью 150 тыс. км.

В 1989 г. на базе Министерства газовой промышленности СССР образован концерн «Газпром», который в начале приватизации преобразован в РАО «Газпром», а затем — в ОАО «Газпром». Теперь государство владеет контрольным пакетом акций и прежняя аббревиатура фактически восстановлена — РАО «Газпром».

Так как компания «Газпром» занимает особое положение в экономике страны, его устав утвержден Правительством РФ. Установлены ограничения на приобретение пакетов акций одним физическим или юридическим лицом и их аффилированными лицами, а также условия преимущественного приобретения ОАО своих акций у держателей.

Государственным пакетом акций управляет по трастовому договору председатель правления ОАО «Газпром». Управляющий голосует пакетом на собрании акционеров, в том числе и по составу совета директоров. По договору ОАО «Газпром» обязано гарантированно снабжать газом страну и передавать доходы в бюджет в соответствии с установленным порядком. В договоре предусматриваются стратегические направления и государственные гарантии деятельности ОАО, механизм регулирования цен на газ и другие условия, обеспечивающие выполнение взаимных обязательств.

ОАО «Газпром» активно диверсифицирует бизнес, проникая в нефтедобычу, электроэнергетику и другие отрасли. Сейчас компания владеет 70% акций «Сибнефти», имеет акции «Славнефти». К 2020 г. намечено довести добычу нефти до 80 млн. т в год. В 2005 г. консолидированная выручка компании составила 1231,5 млрд. руб., чистая прибыль — 203 млрд. руб. За год капитализация ОАО «Газпром» выросла в 2,5 раза и составила на 1 июля 2006 г. около 250 млрд. долл. (третье место среди всех компаний мира).

Для обеспечения участия субъектов РФ в управлении АО «Росгазификация» внесены 40% акций, принадлежащих Российской Федерации в этом обществе, в качестве вклада в уставные капиталы территориальных АО по газификации и эксплуатации газового хозяйства. При этом имущество эксплуатационных баз, газонакопительных сетей высокого и среднего давления остается в федеральной собственности. Представители государства в совете директоров АО «Росгазификация» назначаются Правительством РФ.

Цены на газ в России самые низкие в мире, что вполне нормально для страны, имеющей такие запасы газа. В то же время продажа газа по низким ценам имеет следующие последствия:

• снижается заинтересованность в экономии, а экономить всегда дешевле, чем добывать;

• нерационально формируется топливно-энергетический баланс (газ предпочитают всем другим видам источников энергии);

• создается дефицит средств финансирования развития производства;

• невыгодно утилизовать попутный нефтяной газ.

Основным потребителем газа внутри страны является промышленность, на долю населения приходится 7%. Внутренние цены на газ все же повышаются, и такая тенденция, видимо, сохранится в ближайшее время. Инвестиционная программа обеспечивается при условии повышения цен для промышленности на 40%, для населения — на 20%.

При поставке на экспорт контрактная (закупочная) цена привязывается к ценам на жидкое топливо (мазут, газойль) с отставанием на 0,5 года к мировым ценам на нефть. У границы (после транспортировки на 3—4 тыс. км) газ продается по цене «франко-граница» оптовым перепродавцам, они прокачивают еще на 200—300 км и продают конечным потребителям. При этом каждая страна устанавливает свою цену, которая оказывается в 2—3 раза выше, чем в ОАО «Газпром». Страны-импортеры повышают цены через механизм налогообложения, т.е. Россия низкими экспортными ценами субсидирует бюджеты зарубежных покупателей газа.

В Европе, согласно Директиве ЕС от 10 августа 2000 г., осуществляется либерализация газового рынка. Потребители получают право свободного выбора поставщиков, а поставщики — право свободного доступа к газотранспортной системе. Отменяются долгосрочные контракты на поставку газа, развивается конкуренция, выгодная потребителям, поскольку она может привести к снижению цен. Одновременно планируется увеличить поставки газа из России к 2020 г. в два раза, поднять его долю в энергобалансе с 21 до 27%, а на электростанциях — с 23 до 40%. Это открывает перед ОАО «Газпром» широкие перспективы.

В 1985-1987 гг. освоено крупнейшее в мире Ямбургское газовое месторождение в соответствии с проектом «газ — трубы»: СССР заключил пять межправительственных соглашений с Германией, Чехией, Венгрией, Польшей и Болгарией. Страны предоставили кредиты, технику и оборудование. Правительство компенсировало «Газпрому» затраты на добычу и транспортировку газа. Кредиты гасились поставками газа: за 1989-1999 гг. в счет Ямбургских соглашений поставлено более 103 млрд. м3.

В России газ будущего — это ямальский газ, альтернативы которому нет. Уникально также Ковыктинское месторождение в Иркутской области (1,5 трлн. м3, проектная годовая добыча — 40 млрд.м3). Лицензия на разработку выдана ОАО «РУСИАПетролеум», а партнерами являются «Бритиш Петролеум» (30%), ТНК (9,6%), Фонд имущест­ва Иркутской области (10%).

Проект «газ ‑ трубы» может получить продолжение в форме «газ — инвестиции»: проектируется энергомост «Восток — Запад» в связи с увеличением поставок газа в ЕС. Получаемые инвестиции предполагается использовать в том числе для организации производства газовых труб в России; нужные для «Газпрома» трубы пока не производятся.

ОАО «Газпром» — самая мощная компания России на мировом рынке. После покупки нефтяных активов ОАО «Газпром» из газовой превратился в нефтегазовую компанию. Повышается мощь ОАО «Газпром», усиливается влияние государства на газовую отрасль, корректируется газовая стратегия в направлении увеличения поставок газа на внутренний рынок и развития вертикальной интеграции.

Управление нефтяной отраслью

Характерная особенность нефтяной отрасли России состоит в принадлежности ее частным компаниям по добыче, переработке и экспорту продукции. В 1992 г. взят курс на создание вертикально интегрированных компаний с конвертацией акций в единую акцию компании. В результате появились акционерные общества нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения (производственно-коммерческий цикл от геологоразведки до бензоколонки), управляемые по типу холдинга, но с большей самостоятельностью дочерних фирм.

Несколько крупных компаний фактически поделили и монополизировали внутренний рынок (таблица). На долю имеющихся мелких и средних предприятий приходится менее 10% объема добычи.

Таблица 2. Крупнейшие нефтяные компании России

Наименование Добыча нефти в 2004 г., млн. т
ЛУКойл 86,4
Роснефть 75,0
ТНК-ВР 84,4
Сургутнефтегаз 64,0
Сибнефть 33,5
ЮКОС 27,9
Татнефть 25,5
Башнефть 12,8

Иностранцы контролируют 33% акций нефтедобывающих компаний. В самой крупной компании «ЛУКойл» 18% акций принадлежит Соnосо Рhillips (США), 20,6% — топ-менеджерам, 3,9% — физическим лицам России, остальные акции обращаются на биржах.

В государственной собственности остаются акции, представляющие не более 10% нефтедобычи. Среди добывающих компаний государственными являются «Роснефть», «Татнефть», «Башнефть».

Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поиск, разведку, добычу, переработку и реализацию нефти и газа, производство и реализацию нефтепродуктов на основе заключения контракта с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Компания работает весьма эффективно.

Из 20 лучших нефтяных компаний мирового уровня 12 находятся полностью в государственной собственности. Обладая блокирующими пакетами акций нефтяных компаний, другие государства эффективно регулируют ситуацию на рынках.

Норвегия добывает 170 млн. т нефти и 50 млрд. м3 газа. В Северном море построены три платформы (в каждую государство вложило 1 млрд. долл.), полностью оборудованные для проживания работающих (заработная плата — 12 тыс. долл./мес., бесплатное питание); работа проводится вахтовым методом (две недели в море, три недели дома). Нефть вывозится танкерами в Великобританию, Францию, Нидерланды и другие страны. Себестоимость добычи — 3—8 долл./ баррель. Экспортируется 88% добываемой нефти; годовая выручка составляет около 23 млрд. долл.; 50% прибыли направляется в инвестиции для нефтегазового комплекса. В 1972 г. создана компания «Статойл» (со 100%-ным госучастием), ее доля при совместной разработке любого месторождения на шельфе не может быть меньше 50%. Государство обеспечивает национальное управление нефтегазовым комплексом, участвует в создании инфраструктуры, контролирует доходы. Лицензии на разведку и подготовку к эксплуатации новых месторождений выдают парламент и королевский совет. Жестко ограничивается деятельность иностранных фирм на норвежском шельфе. За счет экспорта нефти создан «нефтяной фонд» в сумме 18—22 млрд. долл.

Несмотря на высокие конъюнктурные доходы, нефтяная промышленность в России является примером неэффективной организации, обусловленной приватизацией отрасли. В 2002 г. Россия вышла на первое место в мире по суточной добыче нефти - 7,3 млн. барр. Однако после 1990 г. производство нефтехимической продукции сократилось в три раза. На 50% освоенных месторождений работы не ведутся, простаивает 30% скважин. Средний дебит скважин упал с 11,6 до 7,2 т/сутки, что приближается к порогу рентабельности. Многие месторождения вступили в стадию естественного падения добычи, не введено в эксплуатацию ни одного крупного месторождения или перерабатывающего предприятия.

НПЗ загружены на 60% (оптимальная загрузка — 80-85%), глубина переработки 76%, выход конечных продуктов ненамного превышает стоимость сырья. Значительная часть нефтепродуктов экспортируется.

По производственным показателям нефтяная отрасль во многом уступает странам ОПЕК, компаниям мирового уровня. От ведущих зарубежных фирм нефтепереработка отстала на 10-20 лет: заводы устарели, фонды износились на 60%. Нефтехимическая продукция становится все менее конкурентоспособной на традиционных рынках Германии, Польши, Чехии, Венгрии. На рынок страны активно проникают ТНК нефтехимии. Удорожание сырья и падение рентабельности предприятий перечеркивают намерения провести реконструкцию и наверстать упущенное.

При экспорте сырой нефти экономика работает вхолостую: продается нефть, покупается оборудование, чтобы снова добывать и продавать нефть. При этом экономика лишается потенциальных рабочих мест. Лучше меньше добывать, а больше перерабатывать — эта аксиома в России не работает (если нефть стоит 150 долл./т, то мазут — 300 долл. (плюс рабочие места плюс прибыль НПЗ и налоги в бюджет), изделия нефтехимии — 1000 долл.). По потреблению нефти и нефтепродуктов на душу населения Россия находится на уровне США 20-х гг. и Европы 60-х гг. XX в. По добыче страна еще не достигла уровня 1990 г., т.е. отрасль 15 лет как бы стоит на месте.

Стихию нефтяного рынка государство стремится ограничить договорами, балансовыми заданиями, квотированием дополнительных объемов экспорта, лимитами на вывоз нефтепродуктов, пропускной способностью экспортной трубы, налогообложением.

Между нефтяной компанией и Министерством энергетики РФ заключается контракт на два года, предусматривающий взаимную ответственность сторон за хозяйственную деятельность, соблюдение государственных интересов. Обязательства компании включают объемы геологоразведки, прироста запасов, добычи нефти, бурения скважин, поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки. Минэнерго РФ гарантирует право отгрузки продукции на экспорт, защиту в органах власти, принятие нормативных актов, не ухудшающих условия работы. За нарушение обязательств компания может быть лишена лицензии на добычу, ограничена ее внешнеэкономическая деятельность.

Балансовые задания используются для гарантирования поставок нефти на НПЗ и нефтепродуктов внутренним потребителям, обеспечения армии, Севера, села. Такие поставки не приносят больших доходов компаниям и компенсируются доходностью экспорта.

Балансовые задания причисляют к формам обязательных поставок, квотирования, нерыночным мерам регулирования. Альтернативой им является тарифное регулирование (вывозная пошлина выравнивает рентабельность поставок на внутренний и внешний рынки). Но экспорт все равно остается для компаний предпочтительнее. Правительство РФ уже отменяло балансовые задания и снова к ним возвращалось.

Квоты на экспорт выдает Комиссия при Правительстве РФ. Квоты противоречат требованиям ВТО, куда Россия намерена вступить. Но пока существует разница между внутренними и внешними ценами на нефть, сохраняется необходимость регулирования поставок нефти методами, которые больше отвечают интересам экономики страны в целом.

Объектом особого внимания является транспортировка нефти и нефтепродуктов как сфера естественной монополии. Обеспечивающая ее компания «Транснефть» принадлежит государству (100% голосующих акций). Почти 47 тыс. км магистральных трубопроводов проходят по территории 53 субъектов РФ и других стран. Нефтепроводы России являются составной частью мировой транспортной системы, по ним перекачивается нефть российских добывающих компаний и других стран СНГ (труба не загружена, т.к. троилась в СССР в расчете на перекачку 600 млн.т).

Транспортировка нефти осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Минэнерго России по согласованию с Межведомственной комиссией по регулированию вопросов, связанных с использованием системы магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за пределы Российской Федерации.

По снабжению горючесмазочными материалами все субъекты РФ распределены между нефтяными компаниями с учетом территориального расположения. АК «Транснефть» подписывает с субъектами РФ, по территории которых проходят трубопроводы, договоры о сотрудничестве. Компания помогает в техническом перевооружении предприятий, обеспечивает гарантированное снабжение ГСМ в периоды посевных и уборочных работ при их обязательной оплате по тарифам на перекачку, перевалку и налив нефти. Плата за транспортировку установлена в расчете за 1 тонно-километр. Субъекты РФ обязываются содействовать привлечению инвестиций, предоставлять налоговые льготы и т.д.

При исчислении себестоимости нефти добывающие компании на транспортировку относят около 20% всех затрат, в том числе на счет «Транснефти» - 5%, трубопроводов и портов Украины, Литвы, Латвии — 15%, хотя по территории России нефть проходит 3,5 тыс. км, а по территории других государств — значительно меньше. Расценки за транспортировку по территории России ниже в 4 раза, чем по территории Балтии, и в 5,4 раза ниже, чем по Украине. Казахстанская и азербайджанская нефть перекачивается по российским тарифам.

Это в интересах не только других стран, но и частных российских нефтяных компаний. Хотя рентабельность АК «Транснефть» сравнительно высокая, объемы доходов не позволяют выделять существенные средства на развитие трубопроводного транспорта, поддерживать магистрали в нормальном состоянии. Почти 1/3 нефтепроводов имеет возраст 33 года; с дефектами труб — около 40%. Уже сейчас на замену устаревших труб требуется 18-20 млрд. долл. Необходимо привлечение средств добывающих компаний, так как у них концентрируются основные доходы от нефти.

Добывающие компании частично перерабатывают нефть на своих заводах, а сырье поставляют за рубеж. Поэтому на бирже нефтью не торгуют, что позволяет нефтяникам вольно обращаться с внутренними ценами. Ценообразование осуществляется в специфической форме: потребители ощущают движение цен через нефтепродукты. Они повышаются, в том числе под воздействием экспортных цен, роста затрат, отсутствия государственного регулирования.

Вертикально интегрированные компании используют механизм расчетных (трансфертных) цен в качестве базы налогообложения (покупается нефть у своих дочерних предприятий по внутренней цене; направляется на экспорт и НПЗ на давальческих началах). Средняя трансфертная цена оказывается в несколько раз ниже конечной цены реализации.

Налогообложением практически не улавливаются рентные доходы, так как не учитываются горно-геологические условия. Налог на добычу нефти все платят одинаковый с поправочными коэффициентами на уровень мировых цен и курс рубля.

Между тем Президент РФ в Послании Парламенту РФ отметил, что надо переходить к рентным принципам налогообложения недропользователей. Если не учитывать при налогообложении конкретные условия, рентабельность, то половина месторождений перестанет разрабатываться, возникает дефицит нефти даже для собственного потребления.

Каждый уровень экспортных цен определяет соответствующее состояние экономики отрасли и бюджета. Экспорт целесообразен, если мировая цена покроет издержки, налоги, акцизы и принесет прибыль.

Негативные прогнозы цен заставляют пересчитывать балансы производства и распределения нефти и искать резервы снижения затрат. В странах Ближнего Востока из-за колебаний цен на нефть бюджеты пересчитываются до трех раз в год. В Великобритании нефтяная отрасль не является бюджетообразующей, но правительство снижало ряд налогов в преддверии падения цен на нефть.

Почти половина добываемой в России нефти экспортируется, она стала основным бюджетообразующим товаром, доля которого в экспортной выручке составляет 25%. Повышение цены на 1 доллар за баррель выражается суммой в 80 млн. долл. ежемесячной дополнительной прибыли.

Для справедливого распределения доходов от повышения цен между нефтяными компаниями и государством Правительство РФ применяет дифференциацию экспортных пошлин. При расчете пошлины за основу принимается средняя месячная цена нефти марки Urals. Базовая ставка составляет 2,0 евро/т. при средней цене 12,5 долл. за баррель (159 л). Если цена отпускается ниже средней, то пошлина не взимается. Величина пошлины растет с повышением цен на нефть и падением курса евро к доллару

Ставка пошлины фиксируется на определенный срок и корректируется в связи с динамикой экспортных цен[2]. В виде экспортной пошлины, если она увеличивается вслед за ростом цен, государство отсекает долю эффекта в свою пользу. Таким образом, повышение экспортных цен выгодно компаниям и бюджету, но может отрицательно сказаться на экономике потребляющих нефтепродукты секторов, если компании поднимут и внутренние цены, ведь к выравниванию внутренних и экспортных цен подталкивает именно рыночная идеология, а в нефтяной отрасли рынок признается полноценным.

На мировом рынке цена на нефть стала чрезвычайно конъюнктурной, на нее большое влияние оказывают политические факторы, а также информация о состоянии запасов топлива в США. Ужесточается конкуренция, идет передел сфер влияния, формируются мощные альянсы. ОПЕК проходит новое испытание в связи с иракским кризисом.

России нужны новая нефтяная политика, новые рынки. В ближайшие 10 лет основным поставщиком нефти останется Западная Сибирь. Будет повышаться роль Тимано-Печорского и Каспийского регионов. Освоение Восточной Сибири позволит выйти на рынок Китая. После распада СССР у России остались только два нефтеналивных терминала — в Туапсе и Новороссийске. С вводом Балтийской трубопроводной системы (БТС) страна не будет зависеть от транзита по территории сопредельных государств.

Управление угледобычей.

Уголь является наиболее надежным и социально значимым энергоносителем. Добыча угля отличается повышенной опасностью, капиталоемкостью, требует периодической реконструкции шахт; отработка запасов ведет к высвобождению работников, нуждающихся в особых мерах социальной защиты.

Работы по добыче угля ведутся при обязательном государственном контроле, горном и промышленном надзоре.

Организации по добыче угля независимо от форм собственности создают горно-спасательные службы или заключают договоры с действующими службами. Положение о горно-спасательной службе утверждает Правительство РФ.

Государственная политика в углеиндустрии ставит задачу постепенного преодоления сырьевой направленности угольной промышленности на основе внедрения комплексной переработки угля для получения электроэнергии, моторного топлива, кокса, кислот, минеральных удобрений и других продуктов и поставки их как на внутренний, так и на мировой рынок.

Для освоения перспективных месторождений, закрытия нерентабельных и опасных для здоровья шахт, социальной поддержки населения угольных регионов используются бюджетные средства. Поддержка осуществляется также в форме льготных кредитов, регулирования тарифов на транспортировку угля, ставок таможенных пошлин. Строительство новых и модернизация действующих шахт ведутся за счет собственных средств угольных компаний и займов.

Реализуется программа реструктуризации отрасли с помощью внешних займов. В 1996 г. начались угольные займы России у МБРР, деньги поступали в бюджет при выполнении определенных условий. Выделено 1,3 млрд. долл.; кроме того, МБРР содействовал получению кредита от Японии на 800 млн. долл. на те же цели (т.е. связанные кредиты). Последний транш в размере 100 млн. долл. был получен в 2001 г.

Программой намечается закрытие 140 убыточных и опасных шахт, которые добывают около 60 млн. т угля в год, или 27% всей подземной добычи, а поглощают до 40% всех средств господдержки. Кредиты международные банки предоставляют на социальные нужды, а не на разработку новых месторождений или увеличение добычи угля.

Закрытию предшествует принятие упреждающих мер содействия занятости населения (создание новых недотируемых рабочих мест на рентабельных шахтах, диверсификация производства, переподготовка кадров), а также социальной защиты высвобождаемых работников и членов их семей, пенсионеров, инвалидов, работавших в угольной промышленности. Финансируется передача в ведение местного самоуправления находящихся на балансе угольных предприятий объектов социальной сферы и жилищного фонда в шахтерских городах и поселках.

В Великобритании при закрытии шахт вложения в социальную сферу, переселение, переобучение составляли 90 долл. на 1 т закрываемой добычи. В России аналогичные затраты не превышают 6 долл.

В результате реструктуризации добыча угля сократилась с 395 млн. т в 1990 г. до 256 млн. т в 2002 г. (в 2004 г. добыча несколько выросла — до 282 млн. т), план по закрытию шахт перевыполнен, кредитные деньги израсходованы на реабилитацию высвобождаемых шахтеров, т.е. базы для возврата долгов нет. Для энергетики Сибири и Дальнего Востока уголь завозится из Казахстана, в то время как в некоторых регионах страны его перепроизводство. В Приморье, где электростанции работают на угле, закрыты все шахты, что ведет к энергетическим кризисам. Подмосковный бассейн резко сократил добычу, в Москву уголь завозится из Красноярского края.

Предприятия угольной промышленности преобразованы в акционерные общества. В федеральной собственности на три года закрепляются акции, принадлежащие Российской Федерации. В собственность субъектов РФ, на территории которых расположены акционируемые предприятия, передается 15% обыкновенных и 5% привилегированных акций, принадлежащих Российской Федерации.

До 1998 г. угольной отраслью управляла государственная компания «Росуголь» через государственные пакеты акций угледобывающих АО. Кредиторы реструктуризации угольной промышленности потребовали упразднения этого органа управления.

После прекращения финансирования из внешних источников Правительство РФ ввело бюджетное кредитование высокоэффективных инвестиционных проектов в угледобыче на конкурсной основе. Кредит возвращается с уплатой процентов в размере 1/3 ставки рефинансирования Банка России. Получатели бюджетного кредита заключают договоры с Минэнерго России и Минфином России.

Около 60% всего угля и 80% коксующегося угля добывается в Кузбассе, т.е. вдали от мест основного потребления. Транспортная составляющая в себестоимости угля — 36%, перевозка его из Кузбасса в Московскую область выше цены угля. Кузбасс теряет рынки за пределами Западной Сибири из-за роста тарифов на перевозку. Необходимо вмешательство государства в ценовую политику, транспортные тарифы, социальные и другие проблемы угольщиков.

Программой развития отрасли до 2020 г. заложено ежегодное 3%-ное увеличение доли угольного топлива в ТЭК и выработке электроэнергии. С внедрением технологий обогащения уголь начнет постепенно замещать в энергетике природный газ.

Вопрос 3. Понятие АКП и его содержание. Организационные основы государственного управления АКП

Справедливо заметить, что большое количество россиян живет и работает на селе – это не только отрасль экономики, но и среда обитания значительной части населения страны. В нем занято около 19% общего числа занятых в народном хозяйстве. В сельской местности проживает 38,5 млн. чел. (26,9% населения России). Из них 13,9 млн. чел. производят сельскохозяйственную продукцию, используя 37,5% всех земель страны. При этом численность экономически активного населения в аграрном секторе составляет 7,6 млн. чел. (54,5%). Доля экономически активного населения аграрного сектора в общей численности экономически активного населения России достигает 9,7%. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Россия в свое время создавалась на деревне и сельское хозяйство – играет большое значение, здесь формируются нравственные основы народа, его национальная психология, историческая память.

Агропромышленный комплекс (далее АПК) представляет собой, совокупность взаимосвязанных отраслей народного хозяйства, производств и видов деятельности, взаимодействующих в ходе обеспечения потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления из сельскохозяйственного сырья, который условно подразделяется на 3 сферы: сельскохозяйственное производство; группа отраслей, осуществляющих производство средств производства для сельского хозяйства, его материально-техническое обеспечение и производственное обслуживание; группа отраслей и производств, обеспечивающих переработку и движение продукции сельского хозяйства к конечному потребителю (пищевая, соответствующие отрасли легкой промышленности, предприятия по транспортировке, хранению, реализации)[3]. Однако именно сельское хозяйство по своему значению, и социально-экономическим и производственно-техническим особенностям является той сферой АПК, которой в большей мере требуется государственная поддержка.

C середины XX века АПК, как одно из проявлений агропромышленной интеграции, складывается в большинстве экономически развитых стран. Формирование агропромышлен­ного комплекса исторически вызвано научно-технической революцией, проникновением ее достижений в сельское хозяйство, усилением связей сельского хозяйства с промыш­ленностью.

В создание конечной продукции агропромышленного комплекса на различных стадиях производства и обраще­ния прямо или косвенно участвует более 70 отраслей народного хозяйства. В состав АПК входят только отрасли, технологически и экономически взаимосвязанные и непо­средственно участвующие как в процессе производства, так и в доведении конечной продукции до потребителя. Соотношение отраслей, участвующих в производстве продуктов питания и непродовольственных предметов потребления, составляет отраслевую структуру агропромышленного комплекса. АПК России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом.

ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определяет сельское хозяйство как отрасль экономики, обеспечивающая население продовольствием и отрасли промышленности сырьем, участвующая в производстве общественных благ: обеспечении продовольственной безопасности страны; сохранении сельского населения и традиционного ландшафта, сельского образа жизни; осуществлении социального контроля над территорией; поддержании экологического равновесия в биосфере.

Мацкевич В. В. считает сельское хозяйство одной из основных сфер материального производства, обеспечивающая население продуктами питания и промышленным сырьем[4];

Ожегов С. И. рассматривает сельское хозяйство – отрасль народного хозяйства – выращивания культурных растений и разведения животных для получения продукции растениеводства и животноводства, а также первичная переработка этой продукции[5].

В свои первоочередные задачи сельское хозяйство должно ставить: производить безопасное и питательное продовольствие, способное улучшать здоровье человека; экономически и духовно быть предпочтительным для производителей и потребителей; быть надёжным и осуществляться каждым; сохранять окружающую среду; производить достаточное количество высококачественного продовольствия для граждан страны.

Сегодня в числе основных задач сельского хозяйства - повышение урожайности, внедрение интенсивных технологий, совершенствование системы управления.

Сельское хозяйство состоит из двух основных отраслей - растениеводства и животноводства. В каждом районе России складывается свой набор видов производимой сельскохозяйственной продукции, определяющий его специализацию. Различия при этом зависят от природных условий (различная обеспеченность территории светом, теплом, влагой, а также качество почв), от наличия трудовых ресурсов, от транспортабельности сельскохозяйственной продукции и возможностей ее хранения, от наличия предприятий по ее переработке и условий вывоза (обеспеченность транспортными путями). Природные условия на территории России изменяются зонально в направлении с севера на юг, поэтому выращивание сельскохозяйственных растений и разведение разных и пород животных также

Россия располагает огромной площадью земель – 1708 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 222 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель (пашни) еще меньше – 8% (132 млн. га). Однако в расчете на душу населения по сравнению с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно велики.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена влиянию неблагоприятных факторов: переувлажнению и заболачиванию (45 млн. га), засолению (40 млн. га), водной и ветровой эрозии (50 млн. га), засухе (в отдельные годы до 170 млн. га). Всего в защите от них нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. 32 % орошаемых земель России, несмотря на огромные вложенные в них средства, нуждаются в реконструкции[6]. Тем не менее после Китая и США наша страна занимает третье место в мире по площади сельскохозяйственных угодий.

Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности. Сельскохозяйственное производство – центральное звено агропромышленного комплекса страны.

Сельское хозяйство в АПК занимает центральное место, являясь ёмким внутренним рынком для ряда промышленных производств, а также услуг производственной инфраструктуры, тем самым обеспечивая занятость как в этих отраслях, так и на предприятиях легкой и перерабатывающей промышленности. Производительность труда и уровень материально-денежных издержек в сельском хозяйстве во многом предопределяют цены на конечную продукцию. Поэтому дальнейшее развитие сельского хозяйства, увеличение производства продукции и улучшение ее качества должны рассматриваться как важнейшая общегосударственная и общенародная задача, сформулированная в государственной сельскохозяйственной политике.

Сельскохозяйственная политика - совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием, финансированием, кредитованием сельскохозяйственных товаропроизводителей (собственно сельскохозяйственного производства) и государственное регулирование рынков продовольствия и сельскохозяйственной продукции, управление сельским хозяйством[7].

Основными целями государственной сельскохозяйственной политики являются:

Ø развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;

Ø формирование развитых рынков сельскохозяйственной (рыбной) продукции, сырья и продовольствия;

Ø создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

Ø рост доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, улучшение качества жизни граждан, проживающих в сельской местности;

Ø охрана окружающей среды, сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.[8]

Для реализации обозначенных целей необходимо решение комплекса задач:

Ø повышение эффективности производства на основе новейших достижений аграрной науки, применения современных форм и методов управления, обеспечение эффективности процедур банкротства, реструктуризации долгов;

Ø развитие кооперации и агропромышленной интеграции;

Ø ужесточение контроля за оборотом земельных паев;

Ø привлечение инвестиций для создания современных перерабатывающих мощностей с одновременным вложением средств в сопряженное сельскохозяйственное производство;

Ø повышение уровня заработной платы сельских тружеников.

В мировой практике со временем сложились наиболее важные принципы ре­формирования аграрной сферы:

Ø разработка научно обоснованной концепции реформ, обес­печение принципа системности и научно обоснованной последовательности их проведения;

Ø создание многоукладного сельского хозяйства на основе добровольного выбора форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;

Ø разгосударствление на основе строго регламентируемых и достаточно жестко контролируемых государством правил приватизации;

Ø социальная направленность реформ и учет региональных особенностей (исторически сложившийся характер традиций, демографические условия, природные и климатические особенности и др.);

Ø разработка научно обоснованных критериев эффективности реформ, обеспечение принципа оптимальности с целью достиже­ния максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, систематическое выявление наиболее эффективных форм организации производства;

Ø строго соблюдаемая правовая основа;

Ø сохранение накопленного в предыдущие годы производственного потенциала за счет государственного протекционизма, проведения активной инвес­тиционной и инновационной политики;

Ø взаимосвязь с экономическими реформами в народном хозяйстве;

Ø целенаправленное информационное обеспечение реформ, постоянное и правдивое разъяснение их целей и задач[9].

Государственное регулирование сельскохозяйственного сектора можно рассматривать как систему мер воздействия на него в целях создания оптимальных условий развития. Чаще всего государственное регулирование сельского хозяйства отождествляют с его поддержкой. Регулирование может быть направлено не только на увеличение производства, но и на его ограничение. Кроме того, в рамках регулирования агропромышленного комплекса могут быть осуществлены меры по сворачиванию и прекращению того или иного вида производства, переход производителей к другим видам деятельности или прекращение ими производ­ства вообще. Программы поддержки традиционно проявляются в субсидиях, компенсациях. Страхование урожаев, льготное кредитование, поддержка лизинга также относятся к поддержке производства.

Прежде всего, выделяют административное и экономическое регулирование.

Административное регулирование проявляется в решениях управленческих структур (в том числе и на уровне предприятия), касающихся или воздействующих на производство и торговлю товарами.

Регулирование доходов включает различного рода платежи, программы страхования или стабилизации доходов производителей.

Регулирование цен и рынков в рыночной экономике имеет приоритетное значение. К ним относятся прямые и косвенные меры регулирования цен, а через них и рынков: различного рода гарантированные цены (целевые, залоговые, интервенционные), интервенционные продажи и закупки, предоставление ценовых субсидий. Создание развитой системы рыночной информации, формирование рыночной инфраструктуры (в том числе портов, хранилищ) являются важными мерами регулирования.

Особое значение имеет снятие административных барьеров в межрегиональной торговле, не позволяющих товаропроизводителям получать справедливую цену.

Регулирование социального развития и структурной политики занимает большое место в современных программах по развитию агропромышленного комплекса. Меры по развитию сельской инфраструктуры включают в себя строительство дорог, электрических сетей, водопроводов и газопроводов.

Регулирование по видам торговли включает регулирование внешнеторгового режима, которое в условиях интеграции России в систему международной торговли приобретает особое значение. Важнейшие меры данного типа регулирования — импортные и экспортные пошлины, различного рода защитные меры (антидемпинговые и компенсационные пошлины, специальные меры), тарифные квоты и количественные ограничения.

Во внешней и внутренней торговле выделяют также нетарифные меры, включающие технические нормы регулирования, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры таможенной оценки, правила происхождения, предотгрузочной инспекции, лицензирования импорта.

Комплекс мер регулирования сельского хозяйства в разных странах имеет раз личные составляющие. В зависимости от состояния экономики отдельных отраслей, уровня их развития, возможностей бюджета, потребностей и нужд применяют те или иные конкретные программы и мероприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: