Исследование скважин, оборудованных ШСН и ЭЦН

Изменение режима эксплуатации глубинно-насосных сква­жин можно достигнуть: 1) изменением длины хода полирован­ного штока; 2) изменением числа качаний балансира; 3) одно­временным изменением хода штока и числа качаний. Если изменить дебит скважины этими способами не удается, что возможно в случаях, когда при всех доступных комбинациях длины хода и числа качаний теоретическая подача насоса пре­вышает приток жидкости из пласта, прибегают к изменению глубины подвески насоса. В этих случаях на всех режимах ди­намический уровень жидкости как правило, остается у приема насоса и забойное давление может быть определено по гидро­статической формуле , где Н — глубина точки приведения; L — глубина приема насоса.

По скважинам, оборудованным ЭЦН, изменение режима эксплуатации производится чаще всего увеличением или умень­шением устьевого противодавления путем смены штуцера или закрытием задвижки на выходе.

Для регистрации к. в. д. и определения пластового давле­ния скважины останавливают. Если в затрубном пространстве имеется избыточное давление, то одновременно с регистрацией к. в. д. на забое регистрируют и кривую восстановления давле­ния в затрубном пространстве по показаниям манометра, уста­новленного на устье.

В скважинах, оборудованных ЭЦН, кривые восстановления давления могут быть сняты с помощью лифтовых манометров, манометров, спускаемых на проволоке (если установлен суф­лер), и в отдельных случаях с помощью дифманометров со спе­циальными наконечниками. Однако качественные кривые мо­гут быть получены лишь в случае, когда насос установлен вблизи пласта. На практике же ЭЦН устанавливают обычно на несколько сотен метров выше пласта, что исключает воз­можность качественных исследований. В необходимых случаях в интервале между насосом и продуктивным пластом подве­шивается хвостовик из насосно-компрессорных труб, у баш­мака которого устанавливают лифтовый манометр. Чаще всего используют специальные устройства — суфлеры, устанавливае­мые выше насоса и позволяющие с помощью обычных мано­метров, спускаемых в лифтовые трубы, измерять давление в затрубном пространстве вблизи насоса.

Рис.9.2. Суфлер конструкции ТатНИИ На рис. 9.2 показан суфлер конструкции ТатНИИ. Он со­стоит из муфты 11, служащей для соединения лифтовых труб и являющейся базой всего устройства; корпуса 7 с отверстиями, связанными с затрубным пространством посредством трубок 12, и клапанного устройства, состоящего из трубки 2 с отвер­стием 6, ползуна 7, пружины 8 и головки 4. Верхняя часть корпуса 1 выполнена в виде конуса и служит посадочным гнездом для наконечника 3 глубинного манометра. В нормальном со­стоянии ползун 7 отжат пружиной 8 в верхнее положение и от­верстие 6 закрыто (внутренняя полость лифтовых труб 10 с затрубным пространством не сообщается). При спуске мано­метра его наконечник 3 садится на конус корпуса 1. При этом ползун 7 под действием веса прибора отжимается вниз, отвер­стие 6 открывается, что обеспечивает связь чувствительного элемента прибора с затрубным пространством. Точность по­садки наконечника манометра обеспечивается направляющими пластинами 5, приваренными к его корпусу, а герметичность — уплотнительным устройством 9.

Глубиннонасосные скважины в последние годы исследуют путем спуска глубинных приборов малого диаметра (25-30 мм) в затрубное пространство. Одна из схем оборудования устья скважины для спуска манометров показана на рис. 9.3.

◄ Рис. 9.3 Схема оборудования устья насосной скважины для спуска при­боров в затрубное пространство В эксцентричной планшайбе 3, на которой подвешена колонна 7, устанавливается корпус 11 погружного лубрикатора (кон­струкция ВНИИ). В нижней части лубрикатора предусмотрен клапан 12, который может открываться и закрываться с по­мощью тяги 6, для уплотнения которой имеется сальник 4. При нормальной работе скважины клапан 12 закрыт. Перед спуском прибора в скважину необходимо отвернуть головку лубрикатора 7 (при закрытом уравнительном вентиле 9); через сальник головки пропустить конец проволоки от лебедки и за­крепить его в головке прибора 10, а затем ввести прибор в луб­рикатор и навинтить головку 7. Чтобы открыть клапан 12,необходимо предварительно сообщить внутреннюю полость луб­рикатора с затрубным пространством путем открытия уравни­тельного вентиля 9. После этого клапан открывается с по­мощью тяги 5, спускают прибор в скважину. Газ из затрубного пространства выпускают при открытых вентилях 9 и 8.
Рис. 9.4. Схема эксцентричной план-шайбы на устье скважины, оборудованной штанговым глубинным насосом. Планшайба (рис. 9.4) создает односто­ронний увеличенный зазор между подъем­ными трубами и обсадной колонной. Реко­мендуемые размеры планшайбы приведены в табл. 9.1. Таблица 9.1 Рекомендуемые размеры планшайбы в мм
  Размеры Отношение диаметра обсадной колонны к диаметру насосно-компрессорных труб
168/89 168/73 146/73
D М ..... d...... a...... b...... c...... H...... М4 1,5 89,5 М4 1,5 89,5 М3 1,5

Если по техническим причинам глубинные манометры нельзя спустить в скважину, то вместо кривой восстановления давления строят кривую восстановления уровня жидкости в затрубном пространстве. В этом случае вначале замеряют ди­намический уровень (2—3 раза), а после остановки насоса че­рез определенные промежутки времени (1—2 мин) определяют текущее положение уровня жидкости. Частоту измерений под­бирают опытным путем, она должна быть тем больше, чем выше скорость подъема уровня.

При исследовании скважин методом установившихся отбо­ров во всех случаях, когда это технически возможно, приме­няют лифтовые или малогабаритные глубинные манометры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: