Социально-экономические причины ( по трудам А.Смита)

Ада́м Смит (англ. Adam Smith); крещён и возможно родился 5.07.1723— 17.07. 1790) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Некоторые исследователи полагают, что основной причиной разрыва и противостояния человека и природы служит классовая диффернциация общества. С ее усилением и обострением социальных противоречий росло отчуждение человека от человека и параллельно отчуждение от природы.

«Только при капитализме природа становится всего лишь предметом для человека всего лишь полезной вещью; Ее перестают признавать самодавлеющей силой, а теоретические познание ее собственных законов виступает лишь, как хитрость, имеющая целью подчинить природу человеческим потребностям, будь то в качестве предмета потребления или в качестве средства производства.» О.Шпинглер.

Буржуазная ориентация на покорение природы, основанная на философии Г.Гегеля, становилась, по мере роста технических возможностей человека, все более агрессивной. О.Конт с позитивистской точки зрения предлагал уничтожить всякую «для промышленности бесполезную жизнь на Земле», что Д.Милль назвал видом сумасшествия на почве регулирования цивилизацией.

Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель (нем. Georg Wilhelm Friedrich Hegel; 27.08. 1770 — 14.11. 1831) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.

Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte 1.01.1798 — 5.09.1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки

Джон Стюарт Милль (англ. John Stuart Mill; 20.05.1806— 8.05. 1873) — известный английский мыслитель и экономист.

Аналогичные тенденции развивались в политэкономии.

По мнению А.Смита, богатство народов определяется совокупной ценностью ежегодно производимых материальных благ. В этом суждении проявляется узость классической политэкономии, упускающей из виду богатство природы и самого человеку.

Понимание богатства в узкоэкономическом смысле привело к воспеванию разделения труда на том основании, что при разделении операций может быть произведено большее количество товара.

Разделение труда, достигшее в своей крайней точке в конвейерной системе, давало возможность не только заменить человеческий труд машинным, но и вело к разорванности бытия человека, и как следствие к упущению из вида целостности природы т человека.

В основе экономической теории А.Смита лежало убеждение в целесообразности организации человеческого общества подобно той закономерности, которая существует в мире физических явлений.

А.Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Он считал, что человек является основой всего общества и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении А.Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении А.Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Ученый говорит о «естественности явлений», хотя мы имеем дело с со своеобразным политэкономическим вариантом «предустановленной гармонии». Он не допускал, что экономика может подавить другие виды человеческой активности, и оказался, таким образом, проводником концепции обособленного экономического роста.

Экономисты до недавнего времени, в силу профессии и специфики современного общества, ставили во главу угла материальное производство. Капитализм спешит получить прибыль, вовлекая всех в безумную гонку производства и потребления.

Предприниматель стремиться произвести как можно больше товара, обеспечивающего его прибыль; потребитель – потребить нечто новое, престижное, модное. В итоге в развитых странах производится масса ненужного, а в развивающихся отсутствуют товары первой необходимости.

Классическая западная политэкономия – это апология производства и капитала. Она работала до поры - до времени на «процветании» капиталистической системы с ее пониманием богатства.

Теория А.Смита «естественности явлений» и необходимости предоставления полной свободы в экономических отношениях «свободный рынок», на самом деле оправдывала анархию производства. Его экономическая структура общества основана на эгоистичном желании каждого к процветанию, что, как он считал, приводит к процветанию государства в целом.

При таких условиях экономика развивается, разделение труда прогрессирует и вместе с тем приближается кризис человека и природы.

«Выжимание пота» и «выжимание ресурсов» идут рука об руку.

Он прав, говоря, что «товарное производство основывается на эгоизме», хотя считал это эгоизм позитивным и «естественным».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: