double arrow

Акселерация

Сущность акселерации заключается в раннем достижении определенных этапов развития организма:

1) Ранняя смена зубов

2) Раннее половое созревание

3) Раннее окостенение скелета и завершение роста Акселерация проявляется в том, что в настоящее время к одному и тому

же возрасту ребенок достигает более высоких показателей роста и развития чем в прошлом. Например, сейчас в 13 лет мальчики на 15 см выше чем 100 лет назад.

Акселерацию не следует путать с так называемой вековой тенденцией. Это - тенденция к постепенному изменению с течением времени биоморфиз-ма человека, которое заключается в увеличении продолжительности жизни и более позднем наступлении климакса.

Акселерация - часть вековой тенденции, охватывающая только период созревания.

Причины акселерации:

Существует несколько теорий, объясняющих причины акселерации.

1) Гелиогенная (солнечная) теория. Согласно ей ультрафиолет вызывает синтез активной формы витамина О и ускорение роста. Эта теория не выдерживает критики так как акселерация наблюдается не только в солнечных регионах, но и в северных районах, где мало солнеч­ной радиации.

2) Алиментарная теория. Говорит, что современные дети больше едят белков, жиров, углеводов, витаминов. Но повышенное потребление пищи и витаминов характерно только для последних 40 лет, а акселера­ция наблюдалась и раньше.

3) Радиоволновая теория. Она говорит, что в связи с развитием техники появилось большое количество радиоволн, которые действуя на гипофиз, вызывают увеличение синтеза и секреции гормона роста, а сле­довательно ускорение роста.

4) Урабанизационная теория. Согласно ей жизнь в больших горо­дах всегда сопряжена с шумом, нервными стрессами. Все стрессы раздра­жают нервную'систему, что способствует ускорению роста и развития. Однако, в тихих, спокойных регионах акселерация также наблюдается.

5) Генетическая теория.

Таким образом, единой теории, объясняющей причины акселерации в настоящее время не существует.

Следует заметить, что в развитых странах акселерация постепенно идет на убыль, а в развивающихся, наоборот, увеличивается.

3. Понятие школьной зрелости, критерии опре­деления. Группы риска неготовности к школьному

обучению.

Школьная зрелость.

В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.

Школьная зрелость - это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.

В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Ус­танавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят

1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед

Критерии установления школьной зрелости:

1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)

2) Установление биологического возраста

3) Проверка развития речи (пересказ)

4) Проведение дозированной работы (2 мин)

5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий

1. Нарисовать человека.

2. Скопировать письменно короткую фразу.

3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.

Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов - зрелые

5-9 баллов - средне зрелые больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу.

Группы риска неготовности к школьному обучению:

1) Отставание биологического возраста от паспортного

2) Дети с функциональными расстройствами

а) близорукость

б) логоневрозы (заикание)

в) дистопия

г) хронические заболевания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: