Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТАРДАЦИЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




Массовые обследования физического развития детей различно­го возраста показали, что в XX в. наблюдалось ускорение (акселера­ция) роста и развития многих систем организма детей и подростков. Однако кроме акселерации (лат. ассе1егатю - ускорение) существует и ретардация (от лат. ге1агаа1ю - замедление, задержка).

Под термином «рост» понимают увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул, т. е. количественные изменения.


Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т. е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложне­нии их взаимоотношений и процессов их регуляции (созревание организма).

Рост и развитие ребенка, т. е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. По­степенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качествен­ных особенностей. Термин «акселерация» употребляется в основ­ном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшеству­ющими поколениями. Длина тела новорожденных за 60-80 лет XX .в. увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадца­тилетних увеличилась на 6-10 см, а масса на 3-10 кг (в сравнении с подростками начала XX в.). Значительно быстрее происходили раз­витие и рост некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более ранее половое созревание (на два года рань­ше, чем это было в начале XX в.). Сократилась продолжительность роста: в конце XX в. рост девушек и юношей в среднем заканчивался,, в 16-19 лет, а в начале XX в. люди достигали максимального роста к 25-26 годам. Существуют убедительные доказательства акселера­ции роста и развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигатель­ной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложе­нию» спортивных рекордов.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение роста и развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 15-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности ды­хательной системы. У них значительно быстрее происходит поло­вое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.




Явление ретардации роста и развития детей и подростков инте­ресует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри возраст­ных групп также достигает 13-20%, и это особенно важно учиты­вать при поступлении детей в школу и определении физических нагрузок. Определение степени школьной зрелости посТупающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успеш-


ное обучение которых возможно только при наличии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предуп­реждения нарушений здоровья ретардированных детей целесооб­разна даже временная отсрочка их поступления в школу.

Биологические механизмы ретардации роста и развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют и эндогенные, и экзогенные факторы. К первым относятся различные наследствен­ные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым - различные факторы соци­ального характера.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объяс­няется просто - ее решение имеет большое практическое значе­ние. Более ранние рост и развитие детей и подростков требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физи­ческого и эстетического воспитания молодежи, пересмотра воз­растных возможностей человека, планирования занятий физ­культурой и спортом.

К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для разви­тия сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).



Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.

1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией совре­менного населения и увеличения количества смешанных браков. При этом потомство первого поколения обладает временным пре­имуществом в физическом развитии.

2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы фи­зического развития. •

3. Умеренное ухудшение экологической обстановки (увеличе­ние промышленной радиации, накопление продуктов выхлопных газов и труб промышленных предприятий, запыление и др.).

Следует отметить, что если бы изменения темпов роста и раз­меров тела сохраняли постоянную направленность, то даже низ­кий прирост показателей при переходе от одного поколения к дру­гому вызвал бы увеличение тела современного человека до гигантских размеров.

Следовательно, акселерация - лишь звено в истории преобра­зования вида Ногтю зар1еп5, а не основной фактор этого процесса.





Акселерация приходит на смену ретардации (воспринимается как таковая по контрасту с последней) и сменяется ретардацией (воз­вращением к исходному уровню).

Скорее всего, средняя длина тела у сопоставляемых групп на­селения изменяется во времени по синусоиде, когда периоды подъема и спада признака сменяют друг друга. Однако протяжен­ность этих циклов неодинакова, а недостаточность точек отсче­та приводит к односторонности оценок, выявив лишь одну из существующих тенденций (Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин).





Дата добавления: 2015-02-27; просмотров: 988; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10297 - | 7620 - или читать все...

Читайте также:

  1. A. Инфильтративный характер роста
  2. Ans: базисный темп роста равен соотношению цепных темпов роста
  3. B Демографические пирамиды в развитых и развивающихся странах. Современные тенденции плодовитости и скорости роста населения, их факторы
  4. B Концепция биосферы, ее границы. Принципы развития биосферы, ее основные компоненты и главные биогеохимические циклы
  5. B Основное уравнение динамики численности и принципы популяционной экологии. S-образный (логичтический) рост популяций у животных. Емкость среды. Ограничители роста популяции
  6. B Основное уравнение динамики численности. Экспоненциальный рост популяции. Удельная скорость роста (r)7 Биотический потенциал (r max)
  7. B Повышение гидростатического давления крови в капиллярах
  8. B Характер роста популяции человека от палеолита до современного периода. Доказательства и объяснения геометрического роста популяции человека
  9. C)выбыло: умерло трудоспособных лиц трудоспособного возраста – 18, пенсионеров и подростков – 6, уехало трудоспособных лиц в другие области – 15
  10. Corr: 4. Que: Имеются ряды, характеризующие: 1) распределение ра­бочих по числу детей; 2) распределение рабочих по тарифному разряду
  11. F80-F89 РАССТРОЙСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
  12. I. Задания для самостоятельной работы. 1. Собрать и проанализировать статистические данные по объему и темпам роста валового внутреннего продукта РФ с 2008 по 2010 гг


 

18.210.24.208 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.