Каким временем датировано погребение?

Первым веком нашей эры. Это погребение не уникально, такие находки есть, но они считанные в наших степях. Есть в Николаевской области, в Херсонской, в Крыму. В основном это богатые женские погребения.

Матриархат?

Неясно. Единственное, что я могу сказать, что по черепу погребенную определили как молодую женщину, возрастом максимум двадцать пять лет. Все это может быть как-то связано с легендами об амазонках. Она вполне могла быть принцессой. Я этим специально не занимался – не получилось. Мне кажется, что в контексте нашего разговора это не так уж и безумно важно. Мы ведь говорим о социальной и научно-этической обстановке, которая сложилась вокруг этой истории. Надеюсь, я внятно ее обрисовал.

Вполне. Но любопытство гложет. Что происходило здесь в первом веке? Ведь не так много сарматских погребений по Буджакской степи разбросано. Наверняка захоронение соотносится с какими-то политическими событиями того времени. И наверняка вы об этом думали.

Это все тоже очень туманно. Трудно определить более конкретную дату погребения. Неясно, относится ли оно к первой половине первого века, или же ко второй. Это имеет значение, потому что по сведениям древних авторов – Плинию и Меле - известны как перекочевки сарматов в Буджак с востока, так и откочевки этих племен. Об этом подробно пишет Щукин в книге «На рубеже эр». Погребение могло возникнуть до толчка сарматских племен на запад в 70-80-х годах первого века за Дунай, или же после. Жила принцесса до этого толчка или же наоборот, после того как их погнали назад римляне – неясно. В этом нужно специально разбираться. Думаю, что я бы справился. Мне просто не позволили. Но барышня была знатная, это точно. Ведь не каждую бомжиху посмертно так засыпают золотом. Это, без сомнения, царское погребение. Таких погребений по всей степи известно не более десятка.

До Волги?

Даже до Алтая.

Эти погребения могут маркировать зоны кочевания, политические центры внутри сарматского мира?

Наверное, да. Они являются маркирующими, в какой-то мере. Но эта ситуация слабо разработана. Первое что бросается в глаза – все самые богатые сарматские погребения женские. В отличие от скифских.

Сарматы находились в поле зрения римской цивилизации. Неужели нет документальных свидетельств современников по данному поводу?

Таких свидетельств полным-полно, я же немного плаваю в этой теме. Общепринято, что женщины занимали в сарматском обществе главенствующее положение. Но это не был матриархат. Как интерпретировать факт преобладания женских богатых погребений неясно. Это вопрос из области проблем расшифровки кода культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: