То стонешь

облитый пеною ран.

(Маяковский)

4. Очень редким приемом является ритмическая анафора.

Свеча нагорела. Портреты в тени.

Сидишь прилежно и скромно ты.

Старушке зевнулось. По окнам огни

Прошли в те дальние комнаты.(Фет)

В этом стихотворении анафора заключается в паузировании(пропуске) третьего слога амфибрахической стопы а четных стихах.

Анафора как стилистический прием придает тексту дополнительную ритмичность, выразительность, усиливая звучание элементов, наиболее важных в смысловом и эмоциональном плане.

39) Эпифора(повторение, добавка)- стилистическая фигура, повторение одинаковых слов или словосочетаний в конце стихотворных строк, колонов или фраз.

Обычно эпифора несет большую смысловую нагрузку, одновременно подчеркивая основную эмоционально-ритмическую интонацию.

В чистом виде эпифора встречается редко. Один из таких случаев находим у Блока:

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

40) Анаколуф(непоследовательный) - стилистическая фигура; синтаксическая несогласованность частей или членов предложения, не замеченная автором или использованная им умышленно как средство худ выразительности. Неправильная конструкция анаколуфной фразы не затемняет смысла, что наблюдается при амфиболии.

...Душу вытащу,

растопчу,

чтоб большая!-

и окровавленную дам как знамя(Маяковский)

Анаколуф может использоваться как средство сатирической характеристики речи персонажа. (Чехов, Вишневый сад, Епиходов) "не могу одобрить нашего климата...Наш климат не может способствовать в самый раз..."

Как явление синтаксической несогласованности в предложении, А. следует отличать от афиболии и от солецизма, являющихся нарушением морфологических и грамматических норм литературного языка.

41) Эллипсис(выпадение, опущение)-стилистическая фигура, пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко подразумевается. Эллипсис-явление широко распространенное в бытовой и поэтической речи.

Татьяна ах! А она реветь...

Татьяна в лес; медведь за нею..

(пропущено "вскрикнула", "начал","бросилась, "кинулся") (Пушкин).

К эллиптическим относятся и такие синтаксические построения, в которых сказуемое выражено междометием, например:

Мартышка, в зеркале увидя образ свой,

Тихохонько медведя толк ногой.(Крылов)

В зависимости от содержания эллипсис создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, "телеграфной" деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и пр.

42)Рефрен(припев)-стилистическая фигура, повтор одной или нескольких строк после каждой строфы стихотворения.

Рефрен обычно не несет большой смысловой нагрузки(в отличие от эпифоры). Основная функция рефрена -усиление ритмичности текста, поддержание основной поэтической интонации. Рефрен часто встречается в конце песенного куплета, в этом случае его называют припевом.

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

Бежит

Гвадалкивир.

Во взошла луна золотая,

Тише...чу...гитары звон..?

Вот испанка молодая

Оперлася на балкон.

Ночной зефир

Струит эфир.

Шумит,

Бежит

Гвадалкивир.

Введение рефрена интонационно организует текст, придает композиционную стройность, художественную целостность.

43) Градация (постепенное повышение)-стилистическая фигура; последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление сравнений, эпитетов, метафор и др выразительных средств художественной речи.

Различают восходящую градацию(климакс) и нисходящую(антиклимакс). Восходящая градация используется чаще, чем нисходящая. редки случаи совмещения обоих видов градации:

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иссякших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

как опора, как друг и как случай.(Пастернак)

По аналогии со стилистической градацией иногда говорят о сюжетной градации(последовательность эпизодов в "сказке о рыбаке и рыбке"), о композиционной градации("Я пришел к тебе с приветом" Фет).

44)Инверсия синтаксическая(перестановка)-стилистическая фигура; стилистически значимое нарушение "естественного порядка слов в предложении. "Естественный " порядок определен грамматическими нормами языка. При удачной инверсии резко меняющаяся интонация придает стиху бОльшую выразительность, акцентируя наиболее важное слово:

И долго милой Мариулы

Я имя нежное твердил.(Пушкин)

Выделяют два основных вида инверсии -перестановка смежных слов(анастрофа) и разъединение их(гипербатон). пример анастрофы:

Досадно было, боя ждали.

(вместо ждали боя)(Лермонтов).

Пример гипербатона:

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.(Есеснин)

Главная функция Иронии состоит в том, чтобы логически или эмфатически выделить нужное автору слово или часть предложения. Применяется ирония и в целях ритмической организации текста, удобства рифмовки.

По аналогии с синтаксической иронией иногда говорят о ритмической иронии, о композиционной иронии(перестановка временной последовательности событий в сюжете) и пр.

45) Бессоюзие(или асиндетон) - стилистическая фигура; бессоюзная связь однородных членов или простых предложений в составе сложного бессоюзия придает речи бОльшую сжатость, компактность, энергию, динамизм

Швед, русский колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон...(Пушкин).

Бессоюзие противоположно многосоюзию.

46) Многосоюзие (полисиндетон) - стилистическая фигура; постановка союза перед каждым однородным членом или простым предложением в составе сложного. Противоположная фигура-бессоюзие (асиндетон).

При помощи многосоюзия подчеркивается целеустремленность, единство перечисляемого, значимость каждого элемента, перед которым стоит союз:

И скучно и грустно, и некому руку подать...(Лермонтов).

47) Плеоназм(излишек)-многословие, излишние определительные слова во фразе. Плеоназм обычен в разговорной речи: "приснилась во сне", "вернулся обратно", "видел своими глазами" и т.д.

Туда пешком печальный граф

Идет и над пещерой темной

Зрит надпись...(Пушкин)

Плеоназм употребляется как стилистическая фигура, в целях художественной выразительности, она заключается в подборе синонимичных выражений.

Плеоназм причисляется к стилистическим фигурам прибавления, но рассматривается как крайность, переходящая "порок стиля"; граница этого перехода зыбка и определяется чувством меры и вкусом эпохи. Разновидностью плеоназма является тавтология.

48) Антитеза(положение)-стилистическая фигура контраста, резкое противопоставлении понятий, мыслей, образов.

Словесная Антитеза-постановка рядом противоположных по значению слов, антонимов:

Я царь, - я раб, я червь, -я бог.(Державин)

Словесная антитеза нередко составляет заглавие литературного произведения: Преступление и наказание" Достоевский.

По аналогии со словесной антитезой говорят об антитезе образной, композиционной, тематической и тд. Разновидностью антитезы является антиметабола.

49) Риторические Фигуры -стилистические фигуры, цель которых состоит в усилении выразительности речи и привлечении внимания читателя(слушателя). к риторическим фигурам относят риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

1. Риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа. Его цель -привлечь внимание читателя, слушателя или самого автора. По интонации риторический вопрос-это обычно вопрос-размышление:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта? (Пушкин)

2. Риторическое восклицание усиливает эмоциональное восприятие:

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Тютчев)

3. Риторическое обращение-это обращение к читателю, герою, предметам, явлениям. Придает речи особую эмоциональность:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью...(Пушкин)

52. Поэтическая фонетика

(фоника, эвфония) - учение о благозвучии, о звуковой организации речи, а также раздел поэтики, ее изучающий.

Основным элементом является звуковой повтор.

1) по характеру звуков:

аллитерация и ассонанс;

2) по количеству звуков:

двойные, тройные и тд (А...А... и А...А...А...), простые и сложные (А...А... и АВС...АВС), полные и неполные (АВС...АВС и АС..ВС..)

3) по расположению повторов в словах и стихах:

анафора (А...-А...), эпифора (...А-...А), стык (...А-А...), кольцо (А...-...А) и их комбинации.

Звук.повторы усиливают эмоциональную направленность стихов.

В художественном тексте связь звука и смысла достаточно конкретна в ономатопее - имитации звуковых особенностей явлений действительности как подбором слов с однородными, близкими звуками ("Знакомым шумом шорох их вершин" Пушкина), так и прямым звукоподражанием, напр.лягушкам в басне Сумарокова "О как, к вам, к вам Боги не гласить."

53. Эвфония = 52

54. Ассонанс - 1)намеренный, стилистически значимый повтор гласных звуков, основной элемент фоники.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

2)вид неточной рифмы, в которой совпадают лишь ударные гласные или ударные звуки, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны.(дружин-недвижим, более-болью)

55.Аллитерация - намеренный, стилистически значимый повтор согласных звуков.(Древнейший стилистический приём усиления художественной речи.)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

56. Рифма - созвучное окончание двух или нескольких строк.

57. Рифмы мужские (ударение на последний слог),

Не много лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод...(Лермонтов)

женские(на предпоследний слог),

Засверкал огонь зарни́цы,

На гнезде умолкли пти́цы.

Тишина леса объе́млет,

Не качаясь, колос дре́млет;

День бледнеет понемно́гу,

Вышла жаба на доро́гу...

(А. Фет)

дактилические(на третий от конца),

Тучки небесные, вечные стра́нники!

Степью лазурною, цепью жемчу́жною

Мчитесь вы, будто как я же, изгна́нники,

С милого севера в сторону ю́жную.

(М. Лермонтов)

гипердактилические(на четвертый и далее).

Ангел, гневно брови изламывающий,

Два луча — два меча скрестил в тишине.

Но в гневах стали звенящей и падающей

Твоя улыбка струится во мне.(Блок)

58. Рифмы точные(рифмы с полным соответствием послеударных окончаний в словах, то есть, когда созвучными оказываются не только ударные звуки в окончаниях строк, но и слоги, расположенные за ними), неточные(основаны на созвучии одного, реже - двух звуков.).

59. Рифмы богатые, бедные.

БОГА́ТАЯ РИ́ФМА — наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ — стократ, канала — доканала, матовая — выматывая.

По станице тополи

Гнутся на ветру.

По станице топали

Кони поутру.(А. Сурков)

БЕ́ДНАЯ РИ́ФМА — рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову — иду, вблизи — земли, вода — дома. К категории Б. р. относятся также рифмуемые слова одной и той же грамматической формы (падежной или глагольной).

Обходит волк вокруг гумна,

И если в поле тишина,

То даже слышны издали

Его тяжелые шаги.

(М. Лермонтов)

60. Рифма банальная, оригинальная.

Банальная рифма - связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Примелькавшиеся рифмы, некоторые из которых по своему звучанию относятся к числу богатых рифм(розы-морозы), но вследствие частой повторяемости утратили свежесть.

Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь – прочь.

Оригинальная - авторское новаторство.

61. Белый стих -метрический стих без рифмы, намеренный приём автора, тогда как безрифменные стихи писались до появления рифмы.

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и выше. Для меня

Так это ясно, как простая гамма.

Родился я с любовию к искусству...

(А. Пушкин)

62. Холостой стих- стих с холостой рифмовкой, при которой в строфе помимо рифмованных строк есть и нерифмованные.

В еврейской хижине лампада

В одном углу бледна горит,

Перед лампадою старик

Читает библию. Седые

На книгу падают власы...

(А. Пушкин)

63. Стопа - определенная группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха. Первоначально в 18 в. различали лишь две С.: хорей и ямб; обе они перешли в теорию стиха, созданную на базе силлабического двусложия. После трехдольных гекзаметров Тредиаковского появились и трехсложные С. — дактиль, амфибрахий и анапест.

64. Ямб - двусложная стопа с ударением на 2й слог.

Для бере|го́в отчизны | да́льной /\ /\ | /\

Ты поки|да́ла край чу|жо́й; /\ /\ /\ | /\

В час незаб|ве́нный, в час пе|ча́льный /\ /\ | /\

Я долго | пла́кал пред то|бо́й. /\ /\ /\ | /\

(А. Пушкин)

65. Хорей - двусложная стопа с ударением на 1й слог.

|В ды́мке-неви|ди́мке|

|Вы́плыл месяц| ве́шний,|

|Цве́т садовый| ды́шит|

|Яблонью, че|ре́шней.|

(А. Фет)

66. Дактиль- трёхсложная стопа с ударением на первый слог.

|Буря на |небе ве|чернем, /\ |

|Моря сер|дитого| шум, /\ /\ |

|Буря на |море и | думы, /\ |

|Много му|чительных | дум. /\ /\ |

(А. Фет)

67. Анапест - трёхсложная стопа с ударением на 3й слог.

На морских берегах я сижу,

Не в пространное море гляжу,

Но на небо глаза возвожу.

На врагов, кои мучат нахально,

Стон пуская в селение дально,

Сердце жалобы вносит печально.(Сумароков.)

68. Амфибрахий - трёхсложная стопа с ударением на 2й слог.

Од|нажды в сту|деную | зимнюю | пору

Я | из лесу | вышел; был | сильный мо|роз. /\

Гля|жу, подни|мается | медленно | в гору

Ло|шадка, ве|зущая | хворосту | воз. /\

(Н. Некрасов)

69. Пиррихий- стопа из 2х кратких слогов (облегчённая стопа, придаёт легкость). Может возникать в начале и середине, но не в конце.

Бога́т | и сла́|вен Ко|чубе́й.

Его́ | луга́ | нео|бозри́|мы.

(А. Пушкин)

70. Спондей

Скучна мне оттепель; во́нь, гря́зь — весной я болен.

(А. Пушкин)

71. Трибрахий

античная трехдольная стопа о трех кратких слогах. В русской метрике Т. называется безударная стопа в трехдольных размерах.

| Слезы люд|ские, /\ | слезы люд|ские, |

| Льетесь вы | ранней и | поздней по|рой, /\ /\ |

| Льетесь без|вестные, | льетесь не|зримые, |

| Неисто|щимые, | неисчи|слимые. |

(Ф. Тютчев)

72. Цезура - обязательная внутристиховая пауза, из-за которой иногда происходило выпадение слога (стяжение)

На старости | я сызнова живу,

Минувшее | проходит предо мною —

Давно ль оно | неслось, событий полно,

Волнуяся, | как море-окиян?

Теперь оно | безмолвно и спокойно.

(А. Пушкин)

73. Клаузула - ритмическое окончание строки, состоит из слогов, последующих за последним ударением. Может быть

мужской

Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

(М. Лермонтов)

женской

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

(А. Пушкин)

дактилической

Чуть живые, в ночь осеннюю

Мы с дороги возвращаемся,

До ночлега прошлогоднего,

Слава богу, добираемся.

(Н. Некрасов)

и гипердактилической.

Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати,

Мне мила дружка за рученьку не важивати.

(Русская народная песня)

74. Метрическая (античная) система стихосложения -

свойственна древнегреческому и латинскому языкам. Гласные в этих языках подразделялись на краткие и долгие. Их чередование было упорядоченным, основной ритпической единицей являлась стопа.

Мора- время, необходимое для произношения краткого слога, время на долгий слог - 2 моры.

В зависимости от количества слогов подразделялись на 2х, 3х, 4х и 5ти сложные.

75. Гекзаметр - (Одиссея и Иллиада)универсальный размер античной поэзии, шестистопный дактиль сложной конфигурации. Внутри каждого стиха располагалась цезура.

76. Пентаметр - пятистопный дактиль сложной конфигурации. Не самостоятельный размер, в стихотворении всегда идёт вместе с гекзаметром.

77. Александрийский стих - шестистопный ямб, которым обычно писались трагедии.

В русском А. с. чередуются смежные рифмы — женские и мужские; после третьей стопы обязательна цезура — мужская или дактилическая, делящая стих на две равные метрические половины.

78. Силлабическая система стихосложения - возникла в 17 в (Симеон Полоцкий и его ученики). Силлабо - слог, главный принцип - равносложия. Особой популярностью пользовались 9-,11- и 13-сложники. Женская рифма, требуют цезуры.

Уме недозелый,/ плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай / к труду мои руки!

79. Тоническая система стихосложения - древнейшая русская система. Тон-ритмическое, а не словное ударение. Основной принцип - равноударность: в каждом стихе должно быть одинаковое количество тонов, количество безударных не имеет значения.Как и античная, тоническая система безрифменна.

80. Размер стиха - ходовое и довольно точное выражение, характеризующее определенные метрические нормы, в пределах которых проходит стиховой ритмический процесс. Все метрические стихи, построенные на кратных повторах стопы, имеют определенный размер, или пространство. Дисметрические стихи не имеют размера, их пространство неопределенное.

81. Метрическое ударение

МЕТРИ́ЧЕСКИЙ СТИХ, метрическое стихосложение, — стих, построенный на основе метра, т. е. на периодической повторности определенной элементной группы ритмических долей (определенной стопы, или краты). Понятие М. с. не ограничивается только античной системой, а включает в себя всякий стих, сформированный на такой основе. К категории М. с. относятся и античный стих, и русский классический стих, и паузник, и тактовик, и многие виды русского народного стиха, в отличие от дисметрического нестопного стиха, к категории которого относятся: акцентный стих (ударник), интонационно-фразовый стих (фразовик), аллитерационный стих, раёшник и др.

82. Анакруза - самостоятельный долгий или краткий слог в начале стиха до первой стопы.

83. Дольник - (ранее иногда употреблялся термин паузник) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

"Дней (0) бык (0) пег,

Медленна (2) лет (1) арба,

Наш (0) бог (0) бег,

Сердце (1) наш (2) барабан."

84. Тактовик - (тактометрическая теория Квятковского)

стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).

Нельзя выделить стопу, но обладают чёткими ритмами. Близок к акцентному стиху, т.к.доминирующее значение имеет равенство ударных в каждом стихе. Икт - ударный слог.

Кол-во безударных ихмеряется от нуля до двух либо от одного до трёх.

85. Логоэдический стих - стихотворения с ровными смешанными (разностопными) иктами. В русской поэзии вырастает на основе дольника или тактовика.

86. Расширенный стих

87. Верлибр - свободный стих, не имеющий метра и рифмы. Отличается от прозы только делением на стихотворные отрезки с обязательной паузой в конце каждой строки.

Улица быстрым потоком шагов,

Плеч, и рук, и голов

Катится, в яростном шуме,

К мигу безумий,

Но вместе —

К свершеньям, к надеждам и к мести!...

(«Восстание», пер. В. Брюсова)

88. Строфа - это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью. Длина стихов, их чередование и система рифм обусловлены самой структурой С. Строфа содержит в себе от двух до 14 стихов (сонет, онегинская строфа).

89. Строфы твёрдые - условный термин, установившийся за такими стихотворениями строфической формы, как сонет, рондо, триолет, секстина большая и пр.

и подвижные

90. Сонет - твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc dcd (или cde cde).

91. Венок сонетов - архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.

92. Триолет - строфическая восьмистишная форма поэзии, где первое двустишие повторяется в конце строфы и, кроме того, четвертый стих есть точное воспроизведение первого стиха; таким образом, текст первой строки трижды фигурирует в стихотворении.

93. Рондо - французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами, трех типов: 1) восьмистрочное Р., первая и вторая строки повторяются в конце Р. и первый стих — в четвертой строке; 2) тринадцатистрочное Р., начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки и 3) пятнадцатистрочное Р., начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках.

94. Рубаи - четверостишие в арабоязычной, персоязычной и тюркоязычной поэзии. Рифмовка — aaaa, aaba; иногда abab. Каждый Р. заключает в себе законченную мысль.

95. Онегинская строфа - четырнадцатистишная строфа А. Пушкина в его романе «Евгений Онегин». Напсана четырёхстопным ямбом.

Система рифмовки такая: в первом четверостишии — перекрестные рифмы (женская и мужская), во втором четверостишии — смежные (две женские и две мужские), в третьем — охватные (опоясывающие); заканчивается строфа двустишием с мужской рифмой. Следовательно, схема рифмовки в О. с. такова: AbAb CCdd EffE gg (прописные буквы — женские рифмы, строчные — мужские). В державинской же строфе схема рифмовки следующая: AbAb CC dEdE fGGf.

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто, целый день одна,

Сидела молча у окна.

96. Сюжет - динамическая сторона художественной формы, предполагает развитие, движение, изменение.

Конфликт - двигатель сюжета.

97. Фабула -последовательное развитие событий и происшествий в литературном произведении на основе сюжета, выпрямленный сюжет или сюжетная схема. Может не совпадать с сюжетом.

98. Сюжеты хроникальные - сюжеты с отсутствием ярко выраженной завязки, с преобладанием временных мотивировок в развитии действия. Но в С.х. могут включаться эпизоды, иногда довольно обширные, в которых события связаны причинно-следственной связью, т.е. в С.х. нередко включаются различные концентрические сюжеты. Противопоставлен концентрическому сюжету.

99. Сюжет концентрические - тип сюжета, выделяемый на основе принципа развития действия, связи эпизодов, от особенностей завязки и развязки. В С.к. между эпизодами четко просматривается причинно-следственная связь, легко выделяются завязка и развязка. Если сюжет одновременно является многолинейным, то между сюжетными линиями также четко прослеживается причинно-следственная связь, она же мотивирует включение новой линии в произведение.

100. Завязка - начальный момент фабульного развертывания сюжета в литературно-художественном произведении, в ней обычно намечается конфликт.

101. Экспозиция - вводная часть литературно-художественного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, и даны расстановка и взаимоотношения персонажей

пьесы, романа, повести, рассказа, поэмы.

102. Предыстория - краткий пересказ предыдущих событий.

100. Завязка – начальный момент фабульного развертывания сюжета в литературно-художественном произведении, в ней обычно намечается конфликт. З. может совпадать с экспозицией, и тогда развертывание сюжета идет сразу, или возникать после экспозиции. С З. начинается подъем сюжетной линии.

101. Экспозиция - вводная часть литературно-художественного произведения, в которой изображаются события, начинающие развертывание сюжетного повествования, и даны расстановка и взаимоотношения персонажей пьесы, романа, повести, рассказа, поэмы. В лирическом стихотворении Э. обычно дается в первой строфе, где выражена исходная мысль, получающая развитие в дальнейших строфах. Если Э. помещена в начале произведения, она называется прямой, если в середине – задержанной. Обычно предшествует завязке.

102. Предыстория - события, предшествующие тому, что изображается в произведении. П. объясняет причины возникновения конфликтов, проблем, указывает условия формирования характеров героев, их взаимоотношений. П. в первую очередь выполняет характерологическую функцию в произведении.

103. Пролог - элемент композиции, выходящий за рамки сюжета произведения, в котором излагаются события, предшествовавшие началу действия. Часто в прологе поясняется смысл происходящих событий. В отличие от экспозиции, включенной в основной текст произведения, П. обычно графически выделен. Подготавливает читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.

104. Эпилог - элемент композиции, в котором описываются события, происшедшие с героями после развязки. Иногда в Э. автор излагает собственное отношение к описываемым героям и событиям.

105. Развитие действия – череда событий, которая берёт начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

106. Перипетии - (от греч. - внезапный поворот, перелом) — неожиданная перемена в течении действия произведения и судьбе персонажа. Перипетия является важнейшим композиционным компонентом эпических и драматических сюжетов, как трагедийных, так и комедийных, с ярко выраженной интригой. С помощью действия, в котором на первый план выступают поворотные события, жизнь предстает и познается как замысловатая и непредсказуемая смена стечений разных неожиданных обстоятельств, а люди при этом изображаются целиком подвластными судьбе. Наиболее отчетливо перипетии просматриваются в сюжетах авантюрного характера.

107. Кульминация - структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий, а также часто намечается перелом, подготавливающий развязку. В К. нередко наиболее полно раскрывается основная проблема произведения и характеры героев наиболее полно. В произведениях с множеством сюжетных линий обычно бывает ее одна, а несколько К.

108. Развязка - окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения.

109 = 104

110. Конфликт - острые противоречия, проявляющиеся в столкновении и борьбе героев, характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов. К. проявляется в противоборстве, противоречии, столкновении между персонажами, группами персонажей, героем и обществом, внутренней борьбе героя с самим собой. К. обычно выражается в сюжете произведения, он организует его: неудовлетворенность героев, желание получить что-либо или избежать чего-либо заставляют их совершать те или иные поступки. Различают открытый и скрытый, разрешенный, устойчивый, внешний, внутренний К.

Конфликт устойчивый - конфликт, не получивший разрешения в произведении, т.е. напряжение после развязки не было снято. К.у. характерен для произведений с социальной проблематикой: независимо от того, как складываются судьбы отдельных героев, такой конфликт часто оказывается неразрешимым в принципе в рамках сложившегося образа жизни. При этом личные конфликты героев могут быть разрешены.

111. Архитектоника произведения – внешний слой композиции, формальное членение художественного произведения на части, главы, тома, книги, а также заглавия и эпиграфы.

112. Композиция произведения – состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и несёт содержательную и смысловую нагрузку. Композиция всегда функциональна. Таким образом, композиция – структура художественной формы. Это понятие широко и не привязано к композиции сюжетных элементов. При анализе текста необходимо также учитывать композицию образной системы, композицию речевых и стиховых единиц.

113. Лирические отступления – размышления автора на разные темы, иногда имеющие опосредованную связь с фабульными действиями.

114. Пейзаж – описание любого незамкнутого пространства.

115. Интерьер – описание любого замкнутого пространства.

116. Вставные (вводные) эпизоды – микросюжеты (сцены), не связанные событийно с основной фабулой, но очень часто выражают основную идею или связаны с основной событийной канвой на тематическом уровне.

! 117. Композиционный приём. Основные композиционные приемы: умолчание, узнавание, хронологические перестановки, монтаж, обрамление сюжета, вставные рассказы.

118. Умолчание – термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Стилистический эффект У. заключается иногда в том, что прерванная в волнении речь дополняется подразумеваемым выразительным жестом.

Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:

А этот? Этот мне принес Тибо —

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще...

подразумевается: «убил и ограбил».

119. Узнавание - это переломный момент в драматическом произведении, когда тайное становится явным, когда главный герой утрачивает свои иллюзии и понимает суть происходящего вокруг. Узнавание, как правило, приурочено к кульминации действия, после него события стремятся к развязке. Например, то место «Царя Эдипа», когда главный герой узнаёт о том, что убил собственного отца и женился на собственной матери.

120. Монтажная композиция - тип композиции литературного произведения, для которого характерна фрагментарность изображения мира. М. разрушает естественные и формирует случайные связи между событиями, персонажами и др. образами. Со- и противопоставления отражают в первую очередь авторский ход мысли и ассоциации, а не реальные закономерности. Внутренние, эмоциально-смысловые, ассоциативные связи между элементами мира произведения, деталями выходят на первый план.

121. Хронологические перестановки – прием, при котором события описываются не в хронологической последовательности («Герой нашего времени»).

122. Обрамление сюжета – сцены, как рама в картине, объединяют несколько сюжетов, связанных между собой общей идеей, проблемой, а иногда и героем-рассказчиком.

123. Роды литературы – эпос, лирика, драма. Некоторые выделяют четвёртый смешанный род – лиро-эпос. Под эпосом лиро-эпика берёт сюжетность, воспроизведение предметного мира. От лирики – выражение субъективного переживания, наличие лирического героя.

124. Лирика - один из трех родов литературы, в котором на первом плане оказываются состояния сознания, эмоционально окрашенные размышления, впечатления. Лирическое переживание принадлежит носителю речи, оно не столько называется словами, сколько выражается. Л. изображает обычно какое-нибудь одно, наиболее яркое и сильное переживание, раскрытом с максимальной полнотой. Л. требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, тяготеет к малой форме, обычно используется стихотворная речь, и многочисленные средства художественной выразительности. Л. 19 и 20 вв. можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику. Лирика подразделяется на следующие жанры: ода, элегия, эпиграмма, послание, сатира, мадригал, дума, песнь.

125. Лирический герой - разновидность лирического субъекта. Его внутренний мир близок к авторскому (т.е. он автопсихологичный), хотя и не тождественен ему. Л.г. является одновременно и объектом изображения (его мысли, чувства, переживания - объект его размышлений). Выделяется в корпусе стихотворений: всем творчестве, отдельном периоде, цикле стихов и пр.

Лирический субъект - субъект речи в лирическом произведении.

126. Эпос - один из трех основных родов поэзии (эпос, лирика, драма), литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле Э. называются преимущественно древние сказания. Таковы гомеровские поэмы «Одиссея» и «Илиада», древнейший ирландский Э. (саги), германский Э. «Песнь о Нибелунгах», скандинавский Э. «Эдда», французский героический. В эпосе между тем, о чем рассказывается, и читателем стоит посредник (повествователь), он рассказывает о событиях, которые были в прошлом, поэтому возникает определенная временная дистанция между самими событиями и рассказом о них. Благодаря фигуре повествователя эпос - наиболее «объективный» и универсальный род литературы, практически не ограниченный в объеме произведений и количестве персонажей, а также средствах их изображения.

В эпосе различают малые формы (рассказ, новелла, притча, сказка, сказ, быличка), средние (повесть, очерк) и большие (эпопея, роман, роман-эпопея).

127. Драма – 1)воссоздает события, поступки людей и их взаимоотношения, действие разворачивается здесь и сейчас, персонажи непрерывно обмениваются репликами;

2)пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Нередко драму называют средним жанром, поскольку в ней сочетаются черты трагедии и комедии. Драма не всегда заканчивается смертью героя, во всяком случае его гибель не кажется неизбежной, как в трагедии. Проблемы, поднятые в драме, носят обычно социальный характер, героями являются обычные люди.

Драма включает в себя такие жанры как трагедия, комедия, драма, водевиль, фарс, трагикомедия.

128. Эпопея – большая эпическая форма, в основе которой лежат события, имеющие историческую значимость для судьбы нации, либо имеют общечеловеческое значение. Эпопеи в чистом виде – «Илиада», «Одиссея», «Слово о полку Игореве».

129. Роман – жанр эпоса, основу которого составляют сложные взаимоотношения личности и общества, бытия. В основе романа может лежать комплекс проблем, которые решаются на объёмном жизненном материале, в том числе и историческом.

130. Повесть - эпический жанр, где описывается несколько событий, составляющих одну линию. Чаще всего это история одного этапа жизни главного героя (главных героев), соприкасающаяся неизбежно с судьбами других людей. Среднее место П. между рассказом и романом определяется масштабом событий: рассказ говорит о каком-либо одном жизненном случае, роман дает целый комплекс переплетающихся сюжетных линий. П. выделяет какую-либо одну линию действительности, но прослеживает на всем ее протяжении. Размер решающей роли не играет: маленькая П. может быть короче длинного рассказа, большая П. - длиннее небольшого романа.

131. Рассказ – малая эпическая форма, в основе которой чаще всего одно событие в жизни одного героя.

132. Новелла – отличается от рассказа динамичным сюжетом, развязка-пуант.

133. Очерк - эпический жанр, для которого характерна нравоописательная установка, подробное описание единичных явлений жизни, осмысляемых как частный случай общей закономерности. Основной признак О. - писание с натуры, вымысел играет незначительную роль, сюжет может совсем отсутствовать или он ослаблен. Автор переходит от одного явления к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость, свободно группирует материал, проводит многообразные сопоставления, аналогии и пр. В О. гораздо большее значение, чем, например, в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал.

134. Ода – лирическое стихотворение, посвященное восхищению героическим событием – человеческим подвигом или величием явлений природы. Разделяются на победно-патриотические, похвальные, духовные, философские.

135. Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое настроением грусти. Чаще всего в стихотворениях поэтов 20 века звучат элегические мотивы.

136. Мадригал – краткое полушутливое произведение комплиментарного характера. Жанр альбомной поэзии 18 – начала 19 века.

137. Эпитафия - лирический жанр, надпись на надгробии (чаще в стихотворной форме) или небольшое стихотворение, посвященное памяти умершего.

138. Сатира – как жанр лирики – стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными явлениями жизни общества (Антиох Кантемир, Ювенал, Марциал).

139. Комедия – столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц приводит к ряду событий, разрешение которых заканчивается торжеством добродетели над пороком. Различают комедии положений (события, интриги), нравов, сатирические (Маяковский «Клоп и баня»), героические («Свадьба в Малиновке»), лирические (Розов «В добрый час»). К комедийному жанру примыкают фарс и водевиль.

140=127

141. Трагедия – драматическое произведение, основанное на конфликте, который выражает сопротивление жизни между субъективными стремлениями личности и объективной невозможности его осуществления. (Трагическая коллизия)

142. Водевиль - жанр драматического произведения, вид комедии: небольшая, часто одноактная пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами. Здесь, обычно, изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, напр., нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п.

143. Фарс - первоначально, в эпоху французского Средневековья, светские вставки (интермедии) в религиозных драмах (мираклях) народно-жонглерского театра; затем Ф. назывался веселый балаганный дивертисмент по окончании представления мираклей. Итальянский придворный поэт Средневековья Дж. Саннадзаро называл Ф. свои комические монологи в стихах. В общеевропейской литературе утвердилось мнение о Ф., как о легком, веселом комедийном жанре. Но в последнее время на Западе начал развиваться трагифарс, начальные элементы которого можно усмотреть и в пьесе В. Маяковского «Клоп».

144. Литературное направление - общность идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству ряда писателей в определенную эпоху. Писателей одного Л.н. объединяет культурно-эстетическая традиция, принципы изображения жизни. Но отношение к проблемам, эстетические взгляды писателей, художественные приемы внутри одного Л.н. могут быть различны, поэтому внутри направлений выделяются литературные течения. В рамках Л.н. нередко существуют так называемые школы: объединения писателей-единомышленников, в основе творчества которых лежат общие художественные принципы, часто сформулированные и обоснованные теоретически (манифесты).

145. Классицизм – конец 18 – начало 19 века. Сложился во Франции. Характерна высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и формам античного искусства как эстетическому эталону, принципы рационализмы и строгого соблюдения незыблемых правил. Правило трёх единств: места, времени и действия. Чёткое деление на положительных и отрицательных героев, черт характера. Цель – нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. Строгая иерархия жанров: «высокие» - эпическая поэма, трагедия, «средние» - сатира, эпистола, любое стихотворение, «низкие» - басня, комедия, фарс. Представители: Державин, Фонвизин, Ломоносов, Сумароков, Мольер.

146. Сентиментализм – 15 век. Сформировался в рамках позднего Просвещения и отразил рост демократический настроений общества. Направление отличается повышенным интересом к человеческим чувствам, переживаниям даже незнатного человека. Черты: изображение природы как фона человеческих переживаний, внимание к внутреннему миру человека, ведущая тема – тема смерти, обстоятельствам придаётся второстепенное значение. Основные жанры: элегия, психологическая драма, дневник, путешествие, психологическая повесть. Представители: Стерн, Ричардсон, Руссо, Гёте, Карамзин.

147. Романтизм – 18-19 века. Сформировался в Германии в противопоставление к классицизму. Характеризуется стремлением ко всему необычному – фантастике, народным преданиям, минувшим векам. Романтики создали особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей, уделяя внимание духовному богатству личности. Черты: безнадёжность и отчаяние, сомнение в истинности современной цивилизации (космический пессимизм), обращение к вечным идеалам – любви, красоте, бегство романтического героя в идеальный мир, уникальность души, изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах, чувства человека и окружающей действительности находятся в глубоком противоречии. Представители: Новалис, Байрон, Гюго, Жуковский, Лермонтов.

148. Просветительский реализм - В XVIII веке складывается (в Европе) и так называемый просветительский реализм, теоретиками которого были Дидро во Франции и Лессинг в Германии. Мировое значение приобрел английский реалистический роман, основоположником которого явился Д. Дефо, автор "Робинзона Крузо"... Просветители все явления общественной жизни и поступки людей оценивали как разумные или неразумные... Из этого они исходили и в изображении человеческого характера, их положительные герои — это прежде всего воплощение разума, отрицательные — отступление от нормы, порождение неразумия, варварства прежних времен. Характерен этико-рациональный подход к явлениям общественной жизни и человеческим поступкам; художественные образы отличаются некоторой условностью.

149. Критический реализм - литературное направление, где человек рассматривается в его связях с социальной средой. Писатель данного направления осуществляет художественный анализ общественных обстоятельств, в которых изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает. В 19 веке в европейской литературе крупным и представителями этого направления были: Бальзак, Стендаль, Флобер, Золя, Ги де Мопассан, Диккенс, Теккерей, Ш. де Костер, Ибсен; в русской литературе: Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, А.Островский, Л.Толстой, Чехов. В 20 веке: Голсуорси, Франс, Уэллс, Т.Манн, Неруда, Брехт, Белль, Фолкнер, Хемингуэй, Кобо Абэ, Гарсиа Маркес, Чапек, Бунин, Горький, Замятин, Булгаков, Платонов, Зощенко, Бабель, Набоков, Солженицын, Пастернак.

150. Социалистический реализм - художественный метод советской литературы. Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Метод социалистического реализма помогает писателю содействовать дальнейшему подъёму творческих сил советского народа, преодолению всех трудностей на пути к коммунизму. Этот метод был впервые воплощён в художественном творчестве А. М. Горького — в его романе «Мать» и других произведениях. В поэзии наиболее яркое выражение социалистического реализма — творчество В. В. Маяковского (поэма «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», лирика 20-х годов). Социалистический реализм отражает жизнь реалистически, глубоко, правдиво; он является социалистическим потому, что отражает жизнь в её революционном развитии, т. е. в процессе созидания социалистического общества на пути к коммунизму.

151. Модернизм - зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника — показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. Три крупнейших писателя модернизма — ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.).

152. Постмодернизм -Родиной постмодернистской литературы исследователи признают США — именно отсюда постмодернизм распространился по Европе. Теория постмодернизма начинает складываться в США на волне интереса к интеллектуально-философским, постфрейдистским и литературоведческим концепциям французских постструктуралистов. Американская почва оказалась наиболее благоприятной для восприятия новых веяний по ряду причин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: