Автора: биографический, творец, внутритекстовый.
Биографический: неизвестный, безымянный, неустановленный.
Автор-творец: вненаходимость по отношению к произведению. Замысел принадлежит творцу.
Формы присутствия автора в тексте: рамочные компоненты, псевдоним, акростих, авторские отступления, в драме — герои-резонёры, хор, авторское слова, общая композиция и сюжетосложение, расстановка действующих лиц, природа конфликта. Эпос — автобиографические тексты, повествователь. Чем более явно субъект сознания становится личностью, тем меньше он выражает авторскую позицию.
Образ автора: устремлённость автора к созданию суверенной реальности.
Свобода восприятия читателя, вторичность читательского творчества.
Автор — принцип, которому нужно следовать.
В акте художественного творчества присутствует как личное (творчество возможно только при включении в творческий акт личности), так и внеличное (восприятие глубоких внеличных импульсов, общезначимость).
Но! Индивид и автор нетождественны.
|
|
Образ автора —личный источник тех слоёв художественной речи, которые нельзя приписать ни героям, ни рассказчику.
Барт:
Смерть автора — наступление письма. Говорит не автор, а язык как таковой; письмо — изначально обезличенная деятельность. Убрать автора — восстановить в правах читателя.
Язык при толковании важнее, чем личность писателя. Язык знает субъект, но не личность.
Скриптор рождается одновременно с текстом. Текст — не единый смысл, а собранность из цитат. Его нельзя расшифровать. Внутренняя сущность — готовый словарь, где слова объясняются с помощью других слов. Множественность фокусируется в читателе, а не авторе. Текст обретает единство не в происхождении, а в предназначении.
Компаньон: старое представление — смысл произведения тождественен авторской интенции. Новое представление — роль авторской интенции отрицается. Третий путь — критерий литературного значения — читатель.
Объяснение текста его интенцией делает ненужной критику. Решение — одно.
Нет автора — нет интерпретации, т.к. в тексте нет первичного текста.
Аллегорическая интерпретация — понять скрытую интенцию текста путём расшифровки его стилистических фигур.
Совпадает ли значение текста сейчас с авторской интенцией? Значимость приобретает контекст. Всякое толкование контекстуально.
Метод параллельных мест: слово проясняется в его использовании.
Использование параллельных мест — имплицитная апелляция к авторской интенции.
Интенция — единственный мыслимый критерий правомерности толкования. В тексте нужно искать: 1) то, что он говорит по отношению к первоначальному контексту 2) то, что он говорит по отношению к контексту читателя.
Смысл — то, что остаётся устойчивым при восприятии текста. Он единичен. Значение меняется.
Авторская интенция — и смысл, и значение. Предмет интерпретации не значение, а смысл, не проект, а интенция.