Государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом

Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную

тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой

охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне".

Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим

требованиям (критерии охраноспособности права):

 отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности

государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу

служебной необходимости (собственная служебная тайна);

 является охраноспособной конфиденциальной информацией("чужой тайной")

другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни,

профессиональная тайна);

 не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ

к которым не может быть ограничен;

 получена представителем государственного органа и органа местного

самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и

порядке, установленных федеральным законом.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и

не подлежит правовой охране. Такой подход закреплен и в концепции развития

законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности РФ, проект которой

был одобрен решением Комитета Государственной Думы РФ по безопасности от 10 ноября

1998 г. № 72.3

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть

отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление

Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов,

организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан,

порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах,

экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая,

санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения

безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также

производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм

деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц,

рассмотренных в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о

состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных

системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.4

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды

информации5:

1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ

к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов:

 военную тайну;

 тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия);

 судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов

голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации,

материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных

заседателей);

2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу

исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и

органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную

тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.

Разновидностью служебной тайны является налоговая тайна, поскольку по всем основным

признакам она совпадает с признаками служебной тайны.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые

полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:

 документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные

бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для

организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги

за последние три года);

 документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью

исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);

налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если

такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

 иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в

налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой

информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является

информация:

 об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);

 обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не

позднее одного месяца со дня начала такого участия);

 обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской

Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или

ликвидации);

 о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве),

ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого

решения);

 об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня

принятия такого решения).

Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией,

представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия,

имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или

иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять

сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;

4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти

нарушения;

5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в

соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых

является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или

правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае

государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать)

сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений,__ переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с

законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: