Палеолитическое искусство

Начало – в ашеле и мустье, расцвет – в вер.пал. → Завершение формирования сапиентного сознания Долгая дискуссия. Направления (жанры): 1)монумент.; 2)мобильное – мелкая пластика; 3)прикладное.

Мотивы: человек и зверь (мамонт, бизон, лошадь, хищники), достаточно реалистич.

1.Наиб.ран.памятник – пещ.Шове во Фр.с лошадьми, львами и пр. (28 тыс.назад). Наиб.полно представлена в Франко-Кантабр.провин. Зап.Европы (120 объектов): Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Три Брата. Изобр.человек.редко, как правило, схематично или сочет.с жив. (фигура «шамана» из пещ.3Братьев). В России – Каповая и Игнат.пещеры с мамонтами, носорогами, лошадьми и геом.фигурами (14 тыс.назад). Настен. (полихром.)живопись писалась мин.красками (мелом, углем, крас.,жел.или вишн.охрой) при свете костра, факела или лампы (обнар.в Капов.пещ.). Также испол.техника гравировки и пикетажа (рельеф женщины с рогом в пещ.Лоссель).

2.Из бивней мамонта, костей, янтаря, мергеля, но на ст.павлов.к-ры есть из обож.глины (28-26 тыс.лет) – первая керамика (+сиб.ст.Майна). Широко распр. В Центр.,В Европе и Ср.Азии>в Зап.Евр. Возм, для магич.обряда, найдены в ямках-хранилищах под полом жилищ, иногда в погреб. Серия скульп.птиц и извив.змеи на бивне мамонта на ст.Мальта. «Палеолит.Венеры» (200 штук, у или в жилищах, рядом с очагами или в ямках): европ. (обнаж.с подчер.жен.формами, украшен.поясами, лентами, браслетами), сибир. (стройные, ст.Мальта и Буреть – схематичны, но с чертами лица; сплошной орнамент в виде мех.одежды) →культ женщины-матери, хранит.очага, статуэтки – как талисманы, обереги или для обрядов.

Орнамент. Мотивы разнобр.: от геом.фигур до слож.меандрового орн.из Мезина, двойной спирали из Мальты. Группы элементов, повтор.через интервал в 2,5,7→появление счета и лун.календаря.

Наиб.кол-во в России: Ср.Дон, Поднепровье, Десна, Вост.Сибирь.

ЭРМ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: