Лирика как род литературы. Лирика ориентирована на субъект

Лирика ориентирована на субъект. Субъект выражает себя, а не проявляет рационально. Предметом изображения становится внутренний мир человека, содержательная доминанта - его переживания. Форма словесного выражения – монолог. Функция слова – самовыражение. Лирика тяготеет, как правило, к малым формам, т.к. это эмоциональный сгусток. Лирика – непосредственно то переживание, которое выражает. Я, мы – лирический субъект, лирическое сознание, герой.

Термин относительно недавний. Долгое время считали, что лирика автопсихологично, я=Пушкин, я=Лермонтов и т.п. Однако в XX веке появляются сторонние персонажи, маски, которые надевает лирический герой. Понятие лирического героя применительно к лирике Блока ввел Тынянов.

Лирический субъект может быть разным: приближен к автору (автопсихологическая), (ролевая лирика). В некоторых стихах происходит наслоение лирических персонажей.

В лирике нет сюжета.

Долго говорили о том, что лирика бессюжетна. Однако сейчас используют категорию лирического сюжета. Лирический сюжет – этапы в развитии поэтической эмоции.

Лирическое стихотворение мб написано стихом, прозой и т.п. Однако чаще всего существует именно в стихотворной форме. Стихотворная форма укрупняет смысл.

Жанры лирики. До XIX века существовало жанровое мышление, но в начале XIX века эта система начала разрушаться. Жанры:

- ода. Рисуется образ монарха, исторического деятеля таким, каким он должен быть. Идеальный образ правителя. На рубеже XIX-XX веков ода окончательно ветшает. Появляется ода, не адресованная лицу. Ода получает ироническое развитие. Возникает одический стиль (у Бродского).

- сатира. Задача – высмеять порок. Обличение героя.

- гимн.

- элегия. Подвижный и удобный жанр. В элегии стали выражать разные переживания. Кладбищенская элегия – любовная – историческая – сатирическая – социальная. Универсальный жанр.

- дружеское послание. Начнет утверждаться ценность частной жизни, дружеского общения, ориентация на адресата. Культ творчества. Приоритет «домика» над «домом». Идея романтического бегства. Хоровое сознание. Входят биографические реалии, портрет.

- антологическая пьеса. Стихотворение на сюжеты с поэтической антологией. Подражание древним. Активно развивается в XIX веке. Краткая форма. Важна фиксация пластических форм.

- эпиграмма

- эпитафия

- мадригал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: