kurz короткий der Mund рот.
der Fub (Fübe) нога, ступня das Ufer берег
der Fluss река die Uhr часы
der Bruder брат die Luft воздух
die Stunde урок der Wunsch желание
die Nuss орех der Stuhl стул
tun делать die Blume цветок
stumm немой die Bluse блузка
4. Прочтите следующие слова. Следите за правильной артикуляцией:
[‘maxen] machen [diבfrυxt] die Frucht [‘zu:xən] suchen
[‘laxən] lichen [di×’flυxt] die Flucht [de×r ‘brυx] der Bruch
[‘zaxən] Sachen (pl) [das ‘bu:x] das Buch [de×r ƒprυx] der Spruch
[naxts] nachts [das ‘tu:x] das Tuch
Примечание: Перед буквосочетанием ch звук [υ] произносится долго, за некоторым исключением, например: Bruch (m) [brυx], Spruch(m) [ƒprυx].
5. Заучите следующие слова, в которых звук [а] перед “ch” произносится
долго:
[na:x] nach в
[di× ‘ƒpra:xə] die Sprache язык
[‘e:r ‘spra:x] Er sprach. Он говорил
[vi×r ‘spra:xən] Wir sprachen. Мы разговаривали.
6. Прочтите следующие слова. Выпишите слова с долгим [u:} и долгим [a:]:
das Buch, machen, nach, suchen, der Bruch, die Flucht, lachen, die Sprache, die Sache, wir sprachen, wachen, besuchen, die Bucht, das Tuch
7. Прочтите сложные слова с правильным ударением:
[di× ‘εfremtֽƒpra:xə] die Fremdsprache
|
|
[de×r ‘blaeֽƒtift] der Bleistift
[di× ‘mitəlֽƒu:lə] die Mittelschule
[das’le:rbu:x] das Lehrbuch
[di× ‘tiƒֽlampə] die Tischlampe
[das ‘fεnstərֽbrεt] das Fensterbrett
[di× ¢’a:bəntֽƒlə] die Abendschule
[das ‘taƒən,tu:x] das Taschentuch
8. Прочтите следующие слова п орфографии. Напишите их в транскрипции:
die Aktentasche портфель
die Tischlampe настольная лампа
die Landkarte географическая карта
die Fremdsprache иностранный язык
das Lehrbuch учебник
das Arbeitszimmer кабинет, рабочая комната
der Schreibtisch письменный стол
die Mittelschule средняя школа
9. Прочтите следующие предложения с нисходящем тоном. Не ставьте ударение на служебные слова- Не озвончайте [s] в сочетании das sind:
а) Das ist “Anna Das ist “Max
Das ist “Ada Das ist “Peter
Das ist “Uta. Das ist “Fritz.
Das ist “Ida. Das ist “Ude.
б) Das sind “Tassen. Das sind “Taschen.
Das “Akteibtaschen. l Das sind “Damerbtaschen.
Das sind “Fenster Das sind “Zimmer,fenster.
в) Das ist “gut. Это хорошо. Das ist “Tee. Это чай.
Das ist “nett. Это мило. Das ist “Kaffee. Это кофе.
Das ist “fein. Это прекрасно. Das ist “Wein. Это вино.
Das ist “viel. Это много. Das ist “Wasser. Это вода.
Das ist “schwer. Это трудно Das ist “Bier. Это пиво.
Das ist “schade. Это жаль. Das ist “Zucken Это сахар,
10. Ответьте на вопрос Wer ist das? «Кто это?», употребив в ответах имена из упражнения 9а):
Образец: Wer ist das? - Das ist “Anna.
11. Прочтите вопросы без вопросительного слова, следите за восходящим тоном:
1st das Anna? Sind das Tassen?
Ist das Ada? Sind das Taschen?
Ist das Uta?. Sind das Aktentaschen?
Ist das Max? Sind das Blumen?
Ist das Peter? Sind das Lampen?
Ist das Fritz? Sind das Tischlampen?
Ist das Udo? Sind das Betten?
Sind das Kinderbetten?
Ist das “gut? Ist das “Tee?
|
|
Ist das nett? Ist das Wasser?
1st das fein? 1st das Wein?
Istdasviel? 1st das Bier?
1st das schwer? 1st das Zucker?
12. Прочтите и заучите слова к упражнениям:
die Aktentasche (die Aktentaschen) портфель
der Bleistift (die Bleistifte) карандаш
das Buch (die Bücher) книга
das это
dick толстый
fein милый
das Fenster (die Fenster) окно
das Gedicht (die Gedichte) стихотворение
gut хороший
das Heft (die Hefte) тетрадь
hell светлый
interessant интересный
klein маленький
der Kugelschreiber (die Kugelschreiber) шариковая ручка
das Lehrbuch (die Lehrbücher) учебник
der Lehrer (die Lehrer) учитель
die Lehrerin (die Lehrerinnen) учительница
rund круглый
schade жаль
schwarz черный
sein быть
der Spiegel (die Spiegel) зеркало
der Student (die Studenten) студент
die Tafel (dieTafeln) доска
die Tasche (die Taschen) сумка
der Tisch (die Tische) стол
die Uhr (die Uhren) часы
was что? Was sind Sie? Кто вы? (по профессии)
wer кто?
wie как?, каков?, какой?, какова?
das Zimmer (die Zimmer) комната
Урок V
1. Гласные звуки [o:], [ر] 2. Согласные звуки [j], [ς] |
1. Гласные звуки [о:], [ ر ]
Долгий закрытый гласный [о:] произносится с большим напряжением» чем русское [о]. При произнесении немецкого [о:] губы округлены сильнее и выдвинуты вперёд больше, чем при произнесении русского [о], язык больше оттянут назад. Установка речевых органов не изменяется от начала до конца произнесения звука.
В отличие от русского языка, когда в неударных слогах буква [о] читается как неясный звук, представляющий собой нечто среднее между [а] и [о], в немецком языке в безударных слогах звук [о:] произносится полудолго, но остается закрытым и произносится очень четко и ясно. Ср.: русское «вода» и немецкое womit [vo×’mit]. Краткий открытый гласный [о]. При произнесении немецкого краткого открытого [о] рот открыт больше, чем при русском [о]. Язык меньше оттянут назад, а задняя спинка его поднята меньше. Губы слегка округлены и не выдвинуты вперед. Мускулы органов речи напряжены.
2. Согласные звуки [j], [ ς ] - Ich-Laut
Звонкий согласный [j] не имеет соответствия в русском языке. Он несколько напоминает русское [и] в словах «я» «ели», «юг», если произнести эти слова энергично и напряженно. При произнесении звука [j] образуется щель между средней спинкой языка и твердым нёбом. Кончик языка упирается в передние нижние зубы. Мускулы органов речи сильно напряжены. Произносится [j] только перед гласным, в сочетании с ним. Звук [j] является звонким согласным.
Согласный [ ς ], так называемый Ich-Laut, является глухим вариантом звонкого согласного [j]. Органы речи при произнесении [ς] находятся в том же положении, как при произнесении [j], но голос в образовании звука не участвует.
Для постановки звука [ς] следует исходить из русского [и] в словах «май», «твой», «мой», «дай», произнесенного шепотом и напряженно. Звук [ς] произносится после гласных переднего ряда i, e, ä, ö, ü после дифтонгов ei, eu, äu, после сонорных согласных и в суффиксах -chen, -ig, -lich. Например: Licht [li ςt], brechen [‘bre ςə], weich [vae ς], durch [dυr ə ς], manche ['man ςə ], Madchen [‘me:t ςən], richtig [‘ri ςti ς].