Окружающей среды и здоровья населения

Общая схема выявления и оценки взаимосвязей факторов окружающей среды и здоровья населения включает проведение следующих этапов (приложение 1):

На 1 этапе: проводится определение цели, задач и программы исследования.

На 2 этапе: осуществляют выбор зоны наблюдения.

Зона наблюдения – это исследуемая и контрольная территории, характеризующиеся идентичными условиями проживания и деятельности населения, а отличаются направленностью, распространением и интенсивностью влияния исследуемых этиологических факторов окружающей среды, и ограничены необходимым количеством наблюдаемых контингентов.

К контингентам наблюдения рекомендуется отбирать такую группу населения, которая наиболее чувствительные и испытывают наибольшее влияние фактора, который изучается. Например, к ним обязательно следуют отнести детей, людей преклонного возраста, беременных женщин и кормящих грудью женщин. Различают чистую (уровень фактора, который изучается, находится в пределах предельно допустимого), контрольную (уровень фактора приблизительно равняется ПДУ) и исследуемую (уровень фактора превышает ПДУ в 2 и больше раз) зону наблюдения.

На 3 этапе: проводят оценку санитарно-гигиенической ситуации в зоне (зонах) наблюдения.

Дальше, на 4 этапе: выбирают способ реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения (санитарно статистический метод, медицинское обследование популяции, клиническое наблюдение за специально-отобранными контингентами населения или натурный эксперимент)

5-ий этап: выбор формы проведения исследования. Все указанные выше способы реализации эпидемиологи-ческого метода могут осуществляться в форме так называемых поперечных и продольных исследований (рис. 1).

Суть первой формы поперечного (или одномоментного) исследования заключается в наблюдении за влиянием факторов окружающей среды на здоровье населения в данный момент, без динамического наблюдения за здоровьем. То есть поперечное исследование позволяет установить уровень здоровья населения на момент обследования.

Поперечное исследование может иметь два вида: проспективное и ретроспективное.

При проведении проспективного исследования сравнивают две группы людей. Первая группа – люди, которые подвержены влиянию исследуемого фактора, и вторая группа – люди, которые не подвержены такому влиянию, т.е. движение научного поиска направлено от фактора к здоровью.

При проведении ретроспективного исследования сравнивают две других группы людей: больных и здоровых, т.е. движение научного поиска обратное – от здоровья (болезни) к возможному фактору.

Таким образом, проспективное исследование чаще применяют в том случае, когда вредный фактор ранее известный, а ретроспективное исследования проводят тогда, когда действующий ведущий фактор неизвестный и его надо установить.

Вторая форма проведения исследования – продольное эпидемиологическое исследование.

Суть продольного исследования заключается в проведении длительного динамического наблюдения за определенным контингентом людей.

Продольные исследования также могут иметь два вида: параллельные и непараллельные.

При проведении параллельного исследования продолжительность проведения самого исследования и период, на протяжении которого собирается необходимая информация, совпадают.

А при проведении непараллельного исследования исследуемый период времени относится к прошлому (за архивными материалами). Существенный недостаток этого исследования – необходимых данных и показателей может не быть в архивах.

Формы проведения исследования

Продольное (динамическое) исследование
Поперечное (одномоментное) исследование

Непараллельное (за архивными материалами)
Проспективное(фактор → здоровья)
Параллельное (на протяжении определенного периода)
Ретроспективное(нездоровье → фактор, который его обусловил)

Рис. 1. Поперечные и продольные исследования

6 этап: определение минимального объема выборки.

Обязательным условием обоснованного расчета необходимого количества наблюдений (n) в ходе исследования является определение возможной ошибки (D), т. е. максимально допустимого отклонения результатов выборочного исследования от общих значений генеральной совокупности с использованием формулы (4).

t2 pq

n = ——— (4)

D2

где:

Р — величина изучаемых показателей;

q — 1-Р, 100-Р или 1000-Р, в зависимости от выражаемых величин;

n — число наблюдений;

t — коэффициент, свидетельствующий о вероятности (надежности) результатов исследований, (если t равняется 2, обеспечивается высокая достоверность, 95% вероятности безошибочного прогноза).

Например: Показатель, характеризующий здоровье детей, (процент детей, которые не болели на протяжении года), по данным литературы составляет 10%, предельная ошибка – ±5%).

q = 100 – 10 = 90

t2 pq 22 х 10 х 90 3600

n = ——— = ——————— = ——— = 144.

D2 52 25

Таким образом, для того, чтобы получить достоверный результат в ходе проведения исследований, необходимо в выборочную совокупность включить 144 ребенка.

7 этап: сбор данных о здоровье населения.

8 этап: расчет показателей и индексов здоровья.

В ходе выбора показателей состояния здоровья, к числу ведущих показателей относят:

1. Функциональные нарушения в состоянии системы кровообращения, иммунной системы, центральной нервной системы, органов дыхания и других систем организма.

2. Биохимические показатели.

3. Психофизиологические показатели.

4. Уровень и степень гармоничности физического развития.

5. Индекс здоровья.

6. Заболеваемость.

7. Инвалидность.

8. Смертность.

9. Течение беременности (токсикозы беременности) и родов, наличие преждевременных родов, частота абортов.

9 этап: оценка связи между факторами среды и здоровьем населения (математическое моделирование).

Современные методы выявления влияния факторов, которые имеют наибольшее влияние на здоровье населения, имеют общий методический базис – теорию вероятности и математическую статистику. Самые распространенные из методов:

· Корреляционный анализ – позволяет установить направление, силу, степень и достоверность влияния факторов среды, на уровень здоровья населения. Силу связи оценивают за коэффициентом линейной корреляции (r): при значениях r = 0,01-0,29 связь считают слабой, при значениях r = 0,30-0,69 связь средняя (умеренная), а при r = 0,70-0,99 связь сильная.

· Регрессионный анализ – позволяет создать уравнение регрессии, которое можно использовать в качестве модели, которая описывает “поведение” уровня здоровья при изменениях интенсивности действия включенных к ней факторов. Как правило, регрессионный анализ проводят одновременно с корреляционным анализом. В этом случае он называется корреляционно регрессионным анализом.

· Факторный анализ позволяет проводить автоматическое группирование факторов среды в однородную группу.

· Кластер-анализ является разновидностью многофакторного анализа, которая позволяет научно обосновать распределение по группе исследуемых контингентов населения за уровнем их здоровья.

· Дисперсионный анализ определяет достоверность и степень влияния факторов среды на уровень здоровья.

· Дискриминантный анализ позволяет установить достоверность отличий среди нескольких группы населения одновременно за комплексом показателей здоровья.

10 этап: разработка и внедрение профилактической рекомендации, оценка их эффективности.

Алгоритмы “Гигиенический контроль за условиями труда, быта и факторами окружающей среды” и “Выявление и оценка взаимосвязей факторов окружающей среды на здоровье населения” представлены в виде схем 1-5 (приложение 2).

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: