Тема: орфоэпия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ, ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

КЕЙС № 8

ТЕМА: ОРФОЭПИЯ

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Материал темы «Орфоэпия», изучаемый в курсе «Лингвистические основы профессиональной подготовки педагога», подготовит студента к овладению специальными профессиональными компетенциями (ПК-2, ПК-7, ПК-9) в области Технологии начального языкового образования. Теоретические знания и навыки орфоэпического анализа текста, полученные при изучении темы, позволят будущему учителю или работнику дошкольного образовательного учреждения эффективно организовать работу над звуковой стороной речи дошкольников и младших школьников, над соотношением звука и буквы, методически грамотно построить систему изучения орфоэпических норм в начальной школе. Таким образом знания в области лингвистики будут использоваться для решения профессиональных задач (ОНК-2). Обобщение материала темы с использованиием технологий критического мышления и реферирование материала будет способствовать становлению общенаучной компетенции, содержанием которой является способность анализировать информацию с разных точек зрения, выделять в ней главное, структурировать, оценивать, представлять в доступном для других виде (ОНК-3); представление обзора в виде устного сообщения на семинарском занятии направлено на развитие инструментальной компетенции № 5 (ИК-5) – владение научным стилем речи и навыками публичных выступлений, работа с дополнительной научной литературой и выполнение специальных заданий разовьет умение анализировать результаты научных лингвистических исследований и применять их результаты при решении конкретных исследовательских задач (ПК-6).

I. ОЗНАКОМЬТЕСЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ТЕМЕ. СОСТАВЬТЕ РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА, обобщите его с использованием сравнительной концептуальной таблицы (стили произношения) и сделав разметку текста с использованием технологии «Инсерт». Особо выделите фрагменты, помеченные значком «Думал иначе» и введите в свой речевой обиход нормативное произношение, исправив свои орфоэпические ошибки.

(Если Вы прослушали лекцию по данной теме, разметьте ее текст по технологии «Инсерт», оформите свои записи с помощью концептуальных таблиц - графических организаторов и дополните лекционный материал сведениями из прочитанной учебной литературы – основной и дополнительной).

План

1. Понятие орфоэпии

2. Стили произношения

3. Общие орфоэпические нормы (правила)

4. Частные орфоэпические нормы

5. Современные тенденции в русской орфоэпии

6. Нарушения орфоэпических норм в речи ребенка

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники:

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М.: ВШ, 1987.

2. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просв., 1976.

3. Современный русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2002.; 2004.

4. Современный русский язык. В 3 ч. Часть 1. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. /Н.М.Шанский, В.В.Иванов. - М.: Просв., 1987.

Сборники упражнений:

5. Валгина Н.С. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1987.

6. Ермакова О.П. Практические занятия по современному русскому языку. – М., 1985.

7. Кузнецова Л.К. Контрольно-тренировочные вопросы и задания для самостоятельной работыпо современному русскому языку. Учебно-методическое пособие для студентов факультета начальных классов. – Псков, 1999.

8. 555 упражнений по русскому языку: Обучающие упражнения. М., 1997.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. - М.: Просв., 1973.

2. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. - Л.: ЛГУ, 1981.

3. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970.

4. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Вып. 1. Фонетика и морфология. Самара, 1997.

5. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М.: Наука, 1977.

6. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981.

7. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. - М.: Н., 1998.

8. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. - М.: Рус.яз., 1996.

9. Творческое наследие А.Н.Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики. - Самара, 1997.

10. Харченко В.К. Словарь детского языка. – М.: Астрель, 2005.

11. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.

12. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. - М.: Рус. яз., 1989.

13. Шапошников В.Н. Современные проблемы фонетики // РЯШ, 1996, № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: