Жизненный цикл продукции и его этапы

Анализ развития информационных технологий в производственных задачах показывает, что одним из направлений движения является все более полный охват стадий жизненного цикла продукции. Гибкие производственные системы решали задачи, касающиеся исключительно производства изделий. В компьютеризированном производстве круг задач значительно расширился и включил в себя разработку, проектирование и изготовление изделий, материально-техническое обеспечение, взаимодействие с заказчиком, взаимодействие с партнерами-поставщиками, послепродажное сопровождение изделия и другие задачи предприятия.

К середине 90-х годов появилось осознание необходимости создания интегрированной автоматизированной информационной системы, поддерживающей весь жизненный цикл изделия(продукции). По определению, приведенному в стандарте ISO 9004-1, жизненный цикл (ЖЦ) продукции - это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции, до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукции.

К основным стадиям ЖЦ относятся:

1. маркетинг;

2. проектирование и разработка продукции;

3. планирование и разработка производственных процессов;

4. закупки материалов и комплектующих;

5. производство или предоставление услуг;

6. упаковка и хранение;

7. реализация;

8. монтаж и ввод в эксплуатацию;

9. техническая помощь и сервисное обслуживание;

10. послепродажная деятельность или эксплуатация;

11. утилизация и переработка в конце полезного срока службы.

Рис.3. Этапы жизненного цикла изделия и средства автоматизации

Многообразие процессов в ходе ЖЦ и необходимость их интенсификации требуют активного информационного взаимодействия предприятий, участвующих в поддержке ЖЦ продукции. С ростом числа участников растет объем используемой и передаваемой информации.

Потребность в создании интегрированной системы поддержки ЖЦ изделия и систематизации информационного взаимодействия компонентов такой системы, приводят к необходимости создания интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) или корпоративной информационной системы (КИС). В основе КИС лежит использование открытых архитектур, международных стандартов, совместное использование данных и апробированных программно-технических средств.

В сложных долговременных проектах КИС обеспечивает возможность взаимодействия проектных организаций и производственных предприятий, поставщиков, организаций сервиса и конечного потребителя на всех стадиях ЖЦ изделия.

Такой подход характеризуется созданием единого информационного пространства предприятия и отличается от традиционного использования информации следующими принципиальными особенностями:

1. в отличие от компьютерной автоматизации и интеграции отдельных процессов, например, в производстве, решаются задачи информационной интеграции всех процессов ЖЦ;

2. решаемые задачи выходят за границы отдельного предприятия, участники информационного взаимодействия могут быть территориально удалены друг от друга, располагаться в разных городах и даже странах;

3. совместно используемая информация очень разнородна: это маркетинговые, конструкторско-технологические, производственные данные, коммерческая и юридическая информация и т.д. Для ее совместного использования способы, технологии представления и корректной интерпретации данных должны быть стандартизированы;

4. основной средой передачи данных является глобальная сеть Интернет.

В заключение приведем некоторые количественные оценки эффективности внедрения CALS в промышленности:

Прямое сокращение затрат на проектирование – от 10 до 30%;

Сокращение времени разработки изделий – от 40 до 60%;

Сокращение вывода новых изделий на рынок – от 25 до 75%;

Сокращение доли брака и объема конструктивных изменений – от 20 до 70%;

Сокращение затрат на подготовку технологической документации – до 40%;

Сокращение затрат на разработку эксплуатационной документации – до 30%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: