Вступление — вопрос 43.
В центре - вопрос о соотношении биографического автора с образом в лирике. В лирике отношения между автором и героем субъектно — субъектные, в эпосе и драме — объектно-субъектные.
Три типа: синкретичный (мифопоэтическая стадия развития — о себе герой не говорит), жанровый (на стадии традиционалистского худ. Сознания — автор ориентирован на образ жанрового героя), лично — творческий (19-20вв.).
Б.О, Корман различает автора-повествователя, собственно автора, лирического героя и героя ролевой лирики.
Герой ролевой лирики — субъект выступает в качестве другого героя (крестьянин в «Калистрате» Некрасова, мужское «я» Гиппиус).
Автор-повествователь — ценностная экспрессия выражается через внесубъектные формы авторского сознания: высказывание принадлежит субъектному лицу, субъект речи грамматически не выражен.
Собственно автор имеет грамматически выраженное лицо, но при этом не является «объектом для себя». На первом плане событие, обстоятельство, ситуация.
|
|
Лирическое «я» - носитель рчеи становится самостоятельным образом, субъектом-в-себе (Пастернак). Бахтин считал лирическое «я» межличностным, формой отношения между субъектами — автором и героем.
Лирический герой — является субъектом-для-себя, т.е. Он становится своей собственной темой, в поэтому отчетливее, чем лирическое «я» отделяется от первичного автора, но кажется при этом максимально приближенным к автору биографическому (Лермонтов, Есенин, Блок).Лирический герой, является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта,что порой приводит к их отождствлению.