Тема 15. Гигиена детей и подростков

1. Группы здоровья детей

Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

· общая заболеваемость,

· инфекционная заболеваемость,

· индекс здоровья,

· процент длительно и часто болеющих,

· распространенность и структура,

· процент лиц с нормальным физическим развитием;

· процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья позволяет отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа — здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

1) оптимальная двигательная активность;

2) закаливание естественными факторами природы;

3) рациональный режим дня,

4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

6. Понятие школьной зрелости

Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить на три группы:

1) методы определения уровня морфологического развития ребенка,

2)методы оценки психофизического развития,

3)методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка.

Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы. Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук. К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию.

К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:

1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин.

2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой


7. Организация учебного процесса. Гигиенические требования к составлению расписаний.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры; 2-4-х классов – не более 5 уроков и один раз в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; 5-6-х классов – не более 6 уроков; 7-11-х классов – не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов - 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов - на 2-4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

В течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста обучающихся, рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Современными научными исследованиями установлена зависимость уровня умственной работоспособности у детей школьного возраста от времени суток и дня недели.

Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г.Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах (см. таблицу).

предмет количество баллов
математика  
иностранный язык информатика и ИКТ  
физика химия  
история  
русский язык литература  
естествознание география  
физкультура  
технологии  
черчение  
ИЗО  
музыка  

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду. К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9 - 11 классов.

Для обучающихся в 5 - 8-х классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем.

Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

8. Гигиенические требования к детской мебели.

Использование школьной мебели соответствующей гигиеничесем требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков.

В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться школьные парты или столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертёжные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трёхрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния между предметами оборудования: между рядами двухместных столов — не менее 60 см; между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50-70 см; между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50-70 см; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, не менее 70 см; от задней стены, являющейся наружной, не менее 100 см, а при наличии оборотных классов — 120 см.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится её цветовая маркировка. Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами: её наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшеие — ближе к доске, большие — дальше. При распределении учебных мест в классе необходимо учитывать состояние здоровья школьников. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Для профилактики нарушения осанки школьнмки, сидящие на крайних рядах меняются местами 2 раза в год, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся.

Размеры мебели и её маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»

Номер мебели по ГОСТам Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращённого к ученику Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья
  1000-1150   Оранжевый  
  1150-1300   фиолетовый  
  1300-1450   жёлтый  
  1450-1600   красный  
  1600-1750   зелёный  
  Свыше 1750   голубой  

В педагогическом процессе существенную роль играет классная доска. Чем больше ее полезная площадь, тем разнообразнее и шире демонстрационные возможности. Цвет покрытия классных досок может быть тёмно-зелёным, тёмно-коричневым, чёрным. Наиболее физиологичным является тёмно-зелёный цвет. Чёрный цвет рекомендуется в кабинетах черчения. Нижний край учебной доски над полом устанавливается на уровне от 80 см до 90 см с учётом возраста школьников. Расстояние от первой парты до учебной доски не должно превышать 240-270 см, от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100 см.

Выполнение лабораторных работ и демонстрационных опытов на уроках химии, физики и биологии требует оснащения лабораторий специальным оборудованием и свободной расстановки его. Лаборантская при химической лаборатории должна иметь второй выход в коридор или другое помещение. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проекторной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.

В зоне учащихся устанавливается двухместные ученические лабораторные столы (с недстройкой и без неё) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатроия физики) и подводкой воды (лаб химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

9. Организация питания детей в детских учреждениях

   
  Организация питания в детском саду является одним из условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании). Основой организации питания детей в ГБДОУ служат среднесуточные наборы продуктов, рекомендованные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, а также составленное на их базе примерное 10-ти дневное меню. Данное меню соответствует нормам физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии с учетом их возраста и времени пребывания в детском саду. Для детей с 12-ти часовым пребыванием в ГБДОУ организовано 4-х разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник; для групп кратковременного пребывания (3,5 час.) – одноразовое питание: обед или полдник, в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня). Детям, имеющим пищевую аллергию, производится замена блюд на основе соответствующих норм питания и меню. Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома для родителей вывешивается ежедневное меню. Важнейшим условием правильной организации питания детей является устройство, оборудование и содержание пищеблоков. Помещения всех 4-х пищеблоков нашего детского сада отремонтированы, имеют необходимые производственные и складские помещения, оснащенные необходимым технологическим и холодильным оборудованием, инвентарем, посудой, тарой и пр. в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10. Контроль за качеством питания, соблюдением 10-ти дневного меню, закладкой продуктов питания, их кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовым качеством пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания, содержанием пищеблоков осуществляют заведующая, старшая медсестра.
Воспитанники обеспечены сбалансированным питанием. Организованно 4-х разовое питание на основе примерного 10 дневного меню, разработанного в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, а также со «Сборником методических рекомендаций по организации питания детей и подростков в учреждениях образования Санкт-Петербурга» управлением социального питания Правительства Санкт-Петербурга. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки и кисломолочные напитки. В ежедневный рацион включены овощи и фрукты. Режим питания детей:
Время приёма пищи Режим питания детей в ДОУ
8-10 часов 11-12 часов 24 часа
8.30 - 9.00 Завтрак завтрак завтрак
10.30 – 11.00 (рекомендуемый) второй завтрак второй завтрак второй завтрак
12.0 -13.00 13.0 Обед обед обед
15.30 – 16.00 Полдник полдник полдник
18.30 – 19.00 ___ ужин ужин
21.00 ___ ___ 2 ужин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: