Лабораторное занятие № 6

Артикуляционная классификация гласных звуков

Метод проведения лабораторной работы: закрепление изученного материала, аудиторная работа.

Форма контроля:

План:

1. Исторические и фонетические чередования.

2. Артикуляционная классификация гласных звуков.

Задание. Какая разновидность чередований гласных и согласных звуков – фонетических(1) или исторических (2) – представлена в каждом из приведённых слов? Запишите эти чередования (пример: несу – ноша – 2 е//о, с//ш; воск – вощеный – 1 [о] // [а], 2 ск//щ).

NB! Фонетические чередования являются результатом действия фонетических законов: оглушения, озвончения и т.п. Эти чередования отражаются лишь в произношении слов.

Исторические чередования не объясняются современными фонетическими законами, эти чередования традиционны в языке, поэтому и называются историческими. Они закреплены в графическом облике слова (в его орфографической записи). Все типы чередований происходят в рамках одной морфемы.

Запрягать – пряжка, известие – известный, вести – водить, косточка – кости, плоский – площадь, турист – туристический, книжечка – книжка, клевать – клюв, понять – понимать, известие – извещать, жечь – жгу – жжёшь, час – часы, вдох – воздух – вдыхать, мести – мету, орех – орешник, кормить – кормление.

Затранскрибируйте приведённые выше слова, сделайте частичный фонетический разбор, характеризуя только согласные звуки.

Домашнее задание.

Задание 1. Сделайте транскрипцию следующих отрывков.

1. Однажды вы мне сами в том признались,

Что видели меня в тот самый миг,

Как я устами к зеркалу приник,

В котором вы недавно улыбались. (А.А. Фет).

2. Из слез моих много родится

Роскошных и пестрых цветов.

И вздохи мои обратятся

В полуночный хор соловьев (А.А. Фет).

Задание 2. Подготовьтесь к контрольной работе по орфоэпии. Повторите основные акцентологические тенденции [1].

Литература.

1. Гусар Е.Г. От автора (вступительная статья) // Нормы произношения в эфире: орфоэпия и акцентология: методическое пособие / Е.Г. Гусар, Т.Ю. Кулинкина. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – С. 11 – 20.

Лабораторное занятие № 7

Контрольная работа по орфоэпии

Метод проведения: аудиозапись с последующим анализом допущенных ошибок.

Домашнее задание.

Задание 1. Ответьте на вопросы, используя литературу [1].

Вопросы:

1. Что такое норма?

2. Какие теории нормы вам известны?

3. Охарактеризуйте современную теорию нормы.

4. Что такое вариативность?

5. Чем отличаются старомосковское и ленинградско-петербургское произношения?

Литература.

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989. – С.23 – 35, 110 – 132.

Лабораторное занятие № 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: