Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии
Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?);
Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;
Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка и т.д.
Теоретические и практические задачи возрастной психологии:
1. изучение движущих сил и источников психического развития ребенка (под движущими силами понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники активности.)
2. построение периодизации психического развития в онтогенезе (Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст. Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.)
3. характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов на каждой стадии
4. контроль хода и динамики психического развития
5. профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.
Теоретические задачи (проблемы) возрастной психологии:
• Проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всё протяжении жизненного пути человека
• Проблема периодизации психического развития в онтогенезе
• Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов
• Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний
• Проблема возрастного развития личности и др.
Практические задачи возрастной психологии:
• Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека
• Возрастная и клиническая диагностика
• Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях
• Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека
• Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.