double arrow

Основные методологические принципы психологии развития

В современной психологии термин «методология» используется в 3-х значениях.

1. Общая методология – общая философская позиция, мировоззренческая интерпретация оснований исследования и его результатов, базовые принципы научно-познавательной деятельности.

2. Частная методология – совокупность методологических принципов, применяемых в конкретной области знаний. Частная методология есть реализация неких философских принципов в определенном научном направлении, в конкретной научной дисциплине. Например, Л.С. Выготский применил принцип историзма в изучении развития психики ребенка.

3. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, или методик. Выбор конкретных методик (методов, если слово используется в узком смысле) для исследования всегда зависит от общих методологических установок (Усанова О.Н., 2006, 46-47).

В объяснении явлений и фактов психология использует диалектический подход. Причины и условия происхождения и функционирования психики сложно переплетаются, различие между причиной и условием часто относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие. С диалектических позиций источник формирования психики человека – социальная среда, а не таинственные внутренние факторы, т.е. морфофизиологические особенности мозга и общение составляют условия развития психики ребенка.

Исследования в области психологии развития в отечественной психологии основываются на методологии общей психологии, теориях ведущих отечественных психологов: теории деятельности А.Н. Леонтьева, теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теории мозговой локализации высших психических функций (ВПФ) А.Р. Лурии, идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, а также на современных теоретических представлениях о социализации и социальных влияниях.

Опора на общие методологические источники позволяет распознать, описать, проанализировать факторы психического развития, установить его общие и частные закономерности, построить диагностический аппарат, наметить стратегию психологического воздействия на ребенка.

Указанные психологические теории имеют общую методологическую платформу и дополняют друг друга в понимании сущности психического развития ребенка. Их основные положения.

1. Социум трактуется как источник и стимул развития. Развитие индивида происходит в процессе деятельности, которая обуславливается требованиями социума к индивиду. При этом признается в качестве главного условия развития созревание мозговых структур. Движущей силой развития считается обучение.

2. Совершенство выполнения любой деятельности определяется пристрастием к ней и продолжительностью занятия этой деятельностью. Это относится как к игровой, учебной, трудовой деятельности, так и к ВПФ. При этом важно помнить, что ВПФ сначала существуют во внешнем мире как разделенные между людьми, а затем становятся сокращенными по структуре и интериоризированными по форме, постепенно переходя внутрь. Такое изменение психической деятельности ребенка является важным индикатором успешности его развития.

3. Значительное место уделяется речи как сугубо человеческому новообразованию, качественно перестраивающему всю психическую деятельность человека (Усанова О.Н., 2006, 48-50).

4. Индивидуальные тенденции развития вызываются биологическими и социальными факторами, а также их сочетанием. При этом вклад биологического и социального факторов может оказаться различным на разных ступенях онтогенеза.

Основными методологическими принципами специальной психологии являются: детерминизма, развития, системности.

Принцип детерминизма основан на положении о причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях порождает другое явление (следствие). Согласно принципу детерминизма каждое изменение в развитии обусловлено специфическим соотношением биологических и социальных факторов и своеобразно по механизмам своего возникновения.

Принцип детерминизма гласит:

• во-первых, психические явления обусловлены объективной действительностью и отражают эту действительность;

• во-вторых, психические явления обусловлены деятельностью мозга;

• в-третьих, изучение психических явлений предполагает установление причин, вызвавших это явление.

Детерминизм означает, что внешняя причина не определяет непосредственные реакции человека, а действует через внутренние условия (С.Л. Рубинштейн).

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Есть детерминанты, которые сами по себе не вызывают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие не сразу возникает после причины, а через некоторое время. В результате причиной явления могут быть события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определенному сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство нарушений психического развития детей (Усанова О.Н., 2006, 95-103).

Принцип системности указывает на то, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип системности показывает, что психика представляет собой сложную систему, отдельные функции (блоки) которой между собой связаны. Наличие системной организации психики позволяет объяснять, как происходят её саморегуляция и компенсация, присущие даже элементарным уровням психической организации. С учётом предмета психологии развития принцип системности рассматривает онтогенез психики как последовательный процесс становления её как сложной системы (Марцинковская, с. 26-27).

Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее правильным способом её изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Следовательно, психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления непрерывно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении.

Правильная характеристика психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент с перспективой последующих изменений.

Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики – филогенетический и онтогенетический, т.е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни отдельного человека. Исследования показывают, что между этими двумя видами развития имеется определённое соответствие: логика развития психики одинакова при развёртывании человеческого рода и развития отдельного человека (Марцинковская, с. 27-28).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: