Структура психологии развития

Психология развития изучает весь онтогенез человека, поэтому выделяют несколько её разделов:

- психология пренатального (внутриутробного) развития – изучает развитие человека от момента зачатия до рождения (и включая рождение) ребёнка,

- детская психология – изучает развитие ребёнка от рождения до 10-11-летнего возраста,

- психология подросткового и юношеского возраста – изучает развитие в период от 10-11-летнего до 18-20-летнего возраста,

- психология зрелости (взрослости) – акмеология – изучает развитие человека в возрасте от 18-20 до 60 лет,

- психология пожилого и старческого возраста – геронтопсихология – изучает развитие человека в период старше 60 лет.

Следует отметить, что поскольку содержанием психологии развития, как мы указали выше, является также изучение факторов психического развития, выделение его закономерностей, то встаёт необходимость выделения ещё одного важнейшего раздела этой науки – теоретико-методологических основ психологии развития. Данный раздел представлен такими темами, как методология и методы психологии развития, законы психического развития, факторы психического развития.

Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:

1) генетикой, анатомией и физиологией развития; данные науки важны для психологии развития, так как помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного (двигательного) развития. Особый интерес представляет развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез;

2) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных); она показывает биологические корни поведения (например, импринтинг). Ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений; возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития;

3) культурной антропологией и этнологией, которые изучают надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Это позволяет проследить влияние социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития;

4) социологией и социальными дисциплинами, которые имеют значение для психологии развития за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счёт исследования социально-экономических условий развития;

5) психологические дисциплины: общая психология позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, мотивации и т. п .; педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, обучение и воспитание; психопатология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям психотерапии, психопрофилактики и психогигиены; психодиагностика идёт рядом с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного развития и для определения возрастных норм развития; психология творчества помогает объяснить развитие одарённых и опережающих норму развития детей; специальная психология, изучающая закономерности развития детей с ОПФР, опирается на знания из психологии развития о норме психического развития (Сапогова, с. 11-12).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: