Коррекционная работа

На симптоматику кризисов подросткового возраста влияют многие обстоятельства: отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успеваемость, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и физиологические особенности (период пубертата).

Подростковый возраст характеризуется особым интересом человека к своему внутреннему и внешнему облику. Современный социум не предоставляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит к затяжному кризису. Симптомы, близкие подростковым, можно обнаружить и у студентов, спустя 1-2 семестра после поступления. На рубеже младшего школьного возраста и подросткового появляются симптомы подросткового кризиса. Ребенок все больше стремится выглядеть как взрослый, его поведение на виду у окружающих, особенно на виду у сверстников, теряет непосредственность: появляется нарочитая независимость, псевдовзрослость и т.п. В общении с родителями еще может некоторое время сохраняться детско-взрослый тип отношений, но вскоре и в этой сфере происходят нарушения. Ребенок настаивает на новых правах, с разной степенью требовательности адресуясь к разным членам семьи.

Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводиться к дифференциации взаимодействия с ребенком: при негативизме – твердый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст – личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Целесообразно вести с подростками разговор и о правах родителей.

Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке, если он в этом нуждается или сам об этом просит. Негативное, протестное поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа в помощи.

Многие разновидности девиантного поведения подростков возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Частая смена видов внешкольной деятельности не только не вредна, но и может принести пользу. Ребенок при этом, меняя коллективы, имея различный успех в различных видах деятельности, приобретает новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых кризисов.

Глава 4.2 Юношеский возраст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: