Теория морального развития Л.Колберга

Л.Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в рез-те к-го все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?

Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации:

1) на авторитеты,

2) на обычаи

3) на принципы.

Уровни развития морального сознания:

1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:

а - ориентация на избегание наказания;

б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).

2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:

а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;

б - установка на поддержание соц.справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо).

Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.

а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;

б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;

в – форм-е устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;

г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают немногие.

Возрасты и взрослые уровни Л.Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный х-р, а потому конкретная периодизация их невозможна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: