Л.Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в рез-те к-го все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?
Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации:
1) на авторитеты,
2) на обычаи
3) на принципы.
Уровни развития морального сознания:
1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:
а - ориентация на избегание наказания;
б - ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).
2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:
а - модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;
|
|
б - установка на поддержание соц.справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо).
Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.
а - осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;
б - признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;
в – форм-е устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;
г - высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают немногие.
Возрасты и взрослые уровни Л.Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный х-р, а потому конкретная периодизация их невозможна.