Понятие умений К.Фишер заимствует в основном из теории установок. Он считает, что субъект изначально ориентирован на информацию, раскрывающую содержание внеш.мира, и строит для него модель. Элементарными процессами, яв-ся акты поведения.
Исходные положения теории К.Фишера:
1) системы контроля и их построение;
2) изначальная специфичность умений;
3) развитие как подъем на качественно отличающиеся уровни;
4) выделение оптимального и функционального уровней;
5) связь познания и эмоций;
6) связь познания и эмоций как движение в различных слоях развития.
Он выделяет 10 уровней развития:
1) простые сенсомоторные действия (первые месяцы жизни);
2) координация сенсомоторных действий (середина первого года жизни);
3) сенсомоторные системы (с 10 мес до 1,2 года);
4) системы сенсомоторных систем = простые представления действия (ранний возраст);
5) координация представлений действия (дошкольный возраст);
6) системы представлений (младший школьный возраст);
7) системы систем представлений = абстрактные действия (подростковый возраст);
|
|
8) координация абстрактных действий (старший школьный возраст);
9) система абстрактных действий (ранняя зрелость);
10) системы абстрактных систем (взрослость).
В отличие от Ж.Пиаже, к-ый не объясняет, почему ребенок переходит от одного уровня на след., и в отличие от Л.Колберга, к-ый вводит предзаданность развития через освоение высших этических принципов, К.Фишер связывает все уровни развития понятием действия, к-ое начинается с элементарных актов поведения и вырастает до высочайших вершин абстракции.
Развитие К.Фишер рассматривает как преобразование, выделяя в нем след. процессы:
1) взаимная координация,
2) композиция,
3) фокусировка,
4) замещение,
5) дифференциация.