На современном этапе разделяют генетические и функциональные периодизации. Генетические периодизации основываются на общих для всех людей одного возраста феноменов, на к-ые базируется выделение этапов в процессе становления психики. Функциональные периодизации развития предполагают, что существуют единые для всех людей этапы форм-я конкретной внутренней или внешней д-ти (конкретных практических действий).
Л.С.Выготский выделил 3 группы периодизаций. В первую группу он отнес периодизации психического развития на основе какого-либо внешнего признака, связанного (влияющего) на психику и поведение.
I. Раннее детство (до 3-х лет), развитие идет под влиянием семьи.
II. Дошкольное детство (с 3-х до 6 лет), развитие осуществляется при воспитании и обучении в семье и в дошкольном учреждении.
III. Этап начального образования (с 6 до 12 лет), приобретение интеллектуальных знаний и умений посредством общения с учителем.
IV. Этап обучения в средней школе (с 12 до 17 лет), приобретение интеллектуального развития с помощью содеятельности и проявления самостоятельности при изучении школьных дисциплин.
|
|
V. Этап высшего образования (с 17 лет), развитие путем самообразования.
Для второй группы периодизаций характерно построение стадий развития на основе одного внутреннего критерия, к-ым становится какая- либо сторона психического или физического развития. Так, П.П.Блонский попытался описать стадии развития человеческой жизни: детство (эпоха прогрессирующего роста), размножения, угасания. Период детства он также разделил на этапы по особенностям конституции растущего организма, а именно по времени появления и смены зубов. В итоге детство делилось на три эпохи:
I. Беззубое детство (до 2,5 лет): только появляются зубы.
II. Детство молочных зубов (до 6 лет): наличие большинства зубов, которые отличаются частым выпадением.
III. Детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости): появление всех зубов, к-ые становятся постоянными в течение дальнейшей жизни.
Третья группа периодизаций объединена тем, что в них авторы выделяют периоды психического развития на основе нескольких существенных особенностей развития. В качестве примера такой периодизации можно рассмотреть ступени развертывания субъектности ч-ка по В.И.Слободчикову:
I ступень – оживление: освоение и адаптация собственной телесности, элементарных психических свойств и первых отношений с внешним миром (0-1 года).
II ступень – одушевление: психические процессы характеризуются осознанностью применения, приобретаются предметно-опосредованные формы взаимодействия с внешним и внутренним миром (от 1 года до 6 лет).
III ступень – персонализация: освоение и применение ценностей жизни, созревание личностных сфер (с 6 до 18 лет).
IV ступень – индивидуализация: пересмотр социальных ценностей с точки зрения собственной позиции, авторство в организации своего образа жизни (от 18 до 42 лет).
V ступень – универсализация: приобретение духовности, субъектность направляется за пределы индивидуальности в сферу подлинно вселенного бытия (с 42 лет).