Попытки построения системной периодизации психического развития (В.И.Слободчиков, Ю.Н.Карандашёв)

В.И. Слободчиков предлагает выделять след.уровни в психологической структуре ч-ка: индивид, субьект, личность, индивидуальность.

1. Ч-к как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. При этом изучается проблема как органическое, природное проявляется в психическом. В связи с этим в индивидные свойства ч-ка включаются генетические, морфологические, физиологические, нейропсихологические, половозрастные и др.особенности. Поэтому индивидный уровень ч-ка исследуется дифференциальной психологией, психогенетикой, психосоматикой, нейропсихологией.

2. Субьект определяется как носитель предметно-практической д-ти и познания, источник активности, направленной на обьект.

3. Обычно личность рассматривается как система ролевого поведения ч-ка. Поэтому сущность личности проявляется при изучении позиции ч-ка во взаимоотношениях его с др.людьми, раскрывается в его жизненных целях и мотивах, способах поведения, способности действовать самостоятельно и ответственно. В связи с этим личность выступает как субьект соц.отношений, формирующих личный х-р. Становление личности есть процесс социализации ч-ка.

4. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субьективной реальности. Поэтому индивидуальность - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее уникальности и неповторимости.

Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития ч-ка, разработанная Ю.Н.Карандашевым.

Изучение системы ведущих психических функций ребенка, может проводиться на основе возрастной функционально-стадиальной периодизации психического развития детей. В данной периодизации вопрос стадиальности связывается с проблемой развития соответствующих функций. Психика ребенка, таким образом, рассматривается как функциональная система. Предложенная периодизация онтогенетического развития наиболее полно соответствует требованиям, к-ые предъявляются к системным моделям, в том числе и моделям развития, поэтому анализ психического развития именно в рамках данной теоретической концепции яв-ся наиболее приближенным к анализу развития с точки зрения системного подхода. В соответствии с возрастной функционально-стадиальной моделью психического развития в онтогенезе на каждой стадии психического развития ребенка можно выделить систему из базовых и ведущей психических ф-ций. На каждой стадии психического развития существует функциональная система, к-ая представляет собой функциональную структуру с определенным механизмом взаимодействия этих ф-ций. Любая функциональная система развивается в соответствии с принципом развития, а, следовательно, изменяются и ее структурные взаимосвязи. Поэтому возрастная динамика выступает как временная последовательность функциональных структур, являющаяся продуктом развития функциональной системы. Т.О., можно сказать, что рез-ты проводимых исследований в рамках системного подхода подтверждают его эффективность. Он помогает изучать не только составные компоненты разнообразных систем, но и выявлять взаимовлияние системных элементов друг на друга, а также на свойства и качества всего целого. Поэтому становится очевидным, что без исследования каждой отдельной психической ф-ции, являющейся необходимым элементом интегральной системы психики ребенка, невозможно представить всестороннюю и целостную картину его онтогенетического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: