Правило 10. Занимай для развития, а недля блефа

Занимай для развития, а недля блефа

Множество коммерческих фирм сгинули, потерпев банкротство, потому что не придавали значения этому Правилу. Они не отличали Развитие от Блефа.

Развитие означает рост действительных масштабов бизнеса, в то время как блеф состоит в приукрашивании его. Развитие состоит в том, чтобы наращивать размеры и результативность биз-неса, когда есть заказы на будущее. Блеф же состоит в том, чтобы увеличивать престиж и произво-дить впечатление.

Если владелец типографии обнаружил, что ежегодно теряет заказы на 4000 фунтов из-за отсутствия свежей прессы, он должен взять кредит и купить прессу.

Если ювелир увидел, что мог бы продавать больше драгоценностей, если бы имел их боль-ший запас, он должен взять кредит и купить больше бриллиантов.

Существует такая вещь, как Принуждение роста Растущий бизнес — это как растущий ре-бенок. Он не может все время оставаться в колыбели. Он должен иметь большее жилье. В отличие от этого блеф — это, в сущности, только видимость Он декоративен. Это то, что мы хотели бы иметь, а не то, что нам действительно нужно.

Приобрести зонтик — это необходимость, а отдать деньги за трость с золотым набалдаш-ником - это сумасбродство.

Никогда не нужно занимать деньги, пока ты не уверен, что их расход не только окупит себя, но и принесет хорошую прибыль.

Если занимаешь 10 000 фунтов под 6%, надо сделать на этих деньгах не менее 16% прибы-ли.

Правильно поступаешь, когда берешь в долг, чтобы купить ботинки. И ты не прав, занимая для по-купки гетр.

Довольно часто мне доводилось посещать небольшие надрывающиеся от работы фабрики и магазины, скудно оснащенные машинами и другим оборудованием, владельцы которых везли ме-ня обедать, однако, в шикарных автомобилях.

Как часто мне хотелось сказать: "Вместо твоей машины лучше было бы купить пару новых станков".

Довольно часто я встречал людей, которые жили в пре- красных домах, их буфеты ломились от столового серебра, а в их офисах не было даже нормального отопления и освещения.

Если бы я был владельцем одной из таких фабрик, фабрик, борющихся между жизнью и смертью, я бы продал свой дом, спал бы в офисе на досках, подкладывая под голову простой ме-шок вместо подушки и укрываясь плащом вместо одеяла. Я бы сам готовил себе еду на керосинке, экономил бы каждый год по 75 фунтов и вкладывал их в бизнес. Потом, когда у меня скопилось бы достаточно имущества, я взял бы максимальный кредит и все до копейки вложил бы прямо в дело.

Только, таким путем можно положить должное начало бизнесу — создать жизнеспособное, устойчивое дело, которое не рухнет при первой же встряске.

Слишком много людей, которые обогащают себя и доводят до нищеты свой бизнес. Их же-ны и друзья постепенно вводят их во все большие расходы, пока, наконец, изможденный бизнес не испускает дух.

Среди тысячи людей не найдется человека, подобного Джону Макинтошу из Галифакса, ко-торый, даже сделавшись крупнейшим в мире производителем конфет, продолжал жить скромно, в небольшом коттедже, на 30 фунтов в год.

Каждый крупный бизнесмен, начиная свое дело, думал сначала о нем, а потом уже о себе. Иногда в молодые годы промышленники спят в цехах, торговцы — под прилавками своих магази-нов, фермеры ночуют, где придется — в лачугах, в поле. Точно также, как генерал в первую оче-редь думает о своих солдатах, так и бизнесмен прежде всего заботится о своем бизнесе.

Словом, нужно быть в определенном смысле слова спартанцем для того, чтобы, начав с нуля, за короткое время сделать состояние. Легкой дороги здесь нет, кроме тех случаев, когда биз-несмену улыбнется удача. И нужно избегать показухи как в делах, так и в личных отношениях.

Главное везде и всегда в бизнесе — это не то, какое он производит впечатление, а то, какую он производит прибыль.

Лучше иметь процветающее дело на катке или в конюшне, чем убыточное - в здании из стекла и бетона.

Удвоение вывески не удваивает бизнес. Фактически это увеличивает бизнес только на 30 — 40%.

Новые здания! Вот на чем прогорают десятки фирм. Несомненно, что бизнес нужно делать, имея хорошую крышу над головой, но истина состоит в том, что здание имеет гораздо меньшее значение, чем мы ему придаем.

Например, фирма, имеющая сверкающее здание на центральной улице, в прошлом году не дала прибыли, в то время как невзрачный убогий дом, в котором размещается Английский банк, продолжает оставаться центром мировых финансов.

Спроси любого опытного бизнесмена, не является ли любое новое здание ничем иным, как разочарованием.

Да разве любой из нас не мог бы назвать не менее трех предприятий, потерпевших крах в последние два года из-за того, что ухлопали кучу денег на новые здания.

Я знаю по крайней мере трех торговцев, готовых отдать год своей жизни за то, чтобы вые-хать из новых зданий и снова оказаться на старом месте.

Когда твоя дочь выходит замуж за молодого амбициозного архитектора, будь осторожен. Вскоре тебя начнет одолевать зданиемания, а это серьезная и дорогостоящая болезнь.

Что касается лично меня, то я не помню более двух случаев, когда я рекомендовал приоб-ретать новые помещения. Почти всегда я обнаруживал, что фирма не использует всех возможнос-тей имеющегося у нее здания. Из-за чего же тогда, собственно, строить новое?

Конечно, новое здание может быть необходимо для расширения. Если так, то можно стро-ить. Но нужно быть уверенным, что это действительно так, а не для того, чтобы пустить пыль в глаза.

Одна из широко распространенных в Соединенных Штатах ошибок- наполнять бизнес бле-фом. Часто американская фирма возводит новое здание только для того, чтобы потом обнаружить, что это мавзолей для погибшего бизнеса

Нередко американская железнодорожная компания строит величественное мраморное зда-ние для вокзала, а потом выясняется, что это не добавило ни гроша в приходные статьи.

Зачем все эти суперстанции и супервокзалы? Их не строят для автобусов и трамваев, кото-рые, кстати, перевозят больше пассажиров, чем любая железная дорога.

Существует также такая вещь, как выбрасывание денег на изысканный офис и усложненный управленческий штат. Это все надстройка. Это увеличивает расходы, а не прибыль.

Каждый бизнес, расширяясь, подвергается опасности стать декоративным на своей верхуш-ке. В каждом бизнесе накапливаются как людские, так и машинные Излишки. Но нельзя занимать ни гроша на оплату этих излишков.

Все взятые в кредит деньги должны использоваться продуктивно. Если этого не происходит, то эти деньги приносят больше вреда, чем пользы, прививая привычку потакания своим собствен-ным прихотям.

Бизнесом побуждают заниматься Ее Величество Прибыль и Ее Величество Гордость. Если берешь кредит для Прибыли — все в порядке. Но если занимаешь для Гордости — твой бизнес в опасности.

Взятые в кредит деньги либо возносят, либо низвергают тебя — в зависимости от того, как ты их используешь. Вот почему нужно занимать для Развития, а не для Блефа.

Правило 11

Давай, но не в долг

В этом Правиле, рискуя быть названным бессердечным, я собираюсь высказать ряд сообра-жений о том, как опасно давать взаймы друзьям.

Если бы какой-нибудь писатель поделился со мной этими соображениями лет 30 назад, то это помогло бы мне сохранить кругленькую сумму и полдюжины друзей.

Дело в том, что, как только становится известно, что у тебя есть деньги, ты начинаешь стал-киваться с рядом трудностей.

Появляются Паразиты. 06 этих Паразитах можно написать целую Энциклопедию. Они бы-вают самых разнообразных видов и рангов — от оборванных полупьяных уличных бродяг, жалую-щихся на неудавшуюся жизнь, до епископов в великолепных мантиях. Они — родственники, друзья и незнакомцы. Они - женщины и мужчины. Они — честные и бессовестные. Они заслужи-вают и не заслуживают снисхождения. Но всех их объединяет цель — завладеть твоимиденьгами. Не сомневайся на этот счет.

Все они — Паразиты! Женщины с лицами святых! Полные достоинства джентльмены с изысканными манерами! Племянники и племянницы, дядюшки и тетушки! Все с протянутыми руками и устремленными на твой кошелек глазами.

Нельзя определить Паразита до тех пор, пока не наступает момент откровения и он предла-гает тебе переместить некотоpyю сумму из твоего в его карман.

Неизвестен способ, каким можно избежать как респектабельных, так и убогих Попрошаек. Для многих бизнесменов было ударом в их жизни обнаружить, что их единственный Сын наделен задатками Нищего.

В этом мире идет непрекращающаяся война между Созидателями и Нищими. Это война до победного конца.

Нищие уже погубили Римскую Империю, и их силы настолько велики в Британской, что никто не может сказать, каков здесь будет исход этой войны.

Каждый бизнесмен — Созидатель окружен со всех сторон Нищими, подобно льву в Джун-глях, сопровождаемому шакалами, выжидающими удобного момента стащить кусок его добычи.

Счастлив бизнесмен, который женится на женщине, являющейся, как и он, по натуре Созидательницей. Он может быть уверен, что его успехи не будут обесценены.

А что касается Созидателя, женящегося на Нищенке, то, Боже, будь к нему милостив! Несмотря на ум и энергию, в конце концов он будет сокрушен,

Созидатели должны защищать себя от Попрошаек — таков смысл Одиннадцатого Правила.

Как только ты открыл счет в банке, ты не должен становиться черствым, но ты должен на-учиться говорить: "Нет".

Сохранить деньги не менее тяжело, чем добыть их. Каждый состоятельный бизнесмен знает это.

Именно поэтому богатые люди бывают такими некомпанейскими. Они вынуждены всегда быть настороже. И не удивительно, что их сравнивают со свернувшимися в клубок ежами.

Не играет никакой роли, обладает ли человек большим или малым состоянием: не успев оглянуться, он будет лишен его, если потеряет бдительность.

Одно время я знал человека, нашедшего железный рудник и продавшего его за 500 000 фунтов. Потом он поехал в Нью-Йорк и за 6 недель лишился всего.

Нет пределов прожорливости Паразитов. Чем больше они получают, тем больше требуют. Они ненасытны.

Если состоятельный человек хочет сохранить свое богатство, он должен держать свой капи-тал нетронутым. Что бы он ни дарил и ни давал взаймы, это уменьшает его доходы.

Он не должен подписывать ничьих просительных записок, от кого бы они не исходили.

Ни в коем случае нельзя подписывать никаких чистых чеков. У него ни с кем, даже со своей женой, не должно быть общего счета в банке.

Нужно держаться в стороне от всех спорных денежных дел. Ибо ничто так не обнаруживает дурных сторон человеческой натуры, как тяжбы из-за денег.

Предоставь банкирам и ростовщикам давать деньги взаймы. Они знают, как это делается, а ты нет. Они умеют себя защищать, а ты не умеешь.

Следует отметить, что профессиональные ростовщики обычно берут 10% в месяц. Вполне возможно, они вынуждены так поступать, чтобы компенсировать свои большие убытки и высокие расходы.

Давать деньги взаймы — значит делать непонятно что. Дать взаймы — это и не подарить, и не вложить. Это не приносит тебе ни благодарностей, ни шансов получить прибыль. Это хуже, чем биться об заклад, поскольку, когда ты даешь взаймы, ты не испытываешь спортивного интереса и тебе не может улыбнуться удача. Если твой друг пытается занять у тебя денег, спроси и его, поче-му он не обратился к банкиру. И, если он признается, что уже должен в банке, не давай ему денег. Или ещё лучше: купи небольшую долю в его бизнесе, достаточную для того, чтобы вытащить его из долгов.

Всегда лучше Вложить, чем дать взаймы. Если ты становишься совладельцем, ты получа-ешь право вносить предложения, участвовать в доходах.

Если дела у твоего друга пойдут успешно, ты получишь часть прибыли, а не просто свои 6% долговых. Если же он потерпит крах, ты по крайней мере вернешь часть своих денег.

Как правило, люди, занимающие деньги у своих друзей, вообще являются ненадежными и паразитическими. Они опутывают тебя, как плющ.

Полагающийся на свои собственные силы человек никогда не допустит, чтобы его друзья узнали о том, что он нуждается в деньгах.

Словом, человек, который обращается за деньгами, обычно не заслуживает того, чтобы ему давали взаймы. А тот, кто заслуживает, — не обращается.

Во всех городах встречается определенный человеческий тип — люди, бессовестные в отно-шении своих долгов. Они- моллюски. Они живут беззаботно: все, что нужно в жизни, им дается легко, без труда. Они могут иметь хорошее образование, очаровательную внешность и т.п., но все они, в сущности, попрошайки. Они выклянчивают и пятерки, и сигареты, и приглашения на уик-энды. Они просто разодетые бродяги и не могут пользоваться довериемуважающих себя людей.

У этих паразитов не хватает храбрости стать ворами. Они держатся в рамках закона. Но они лишают людей больших денег, чем воры.

Удивительно, но факт, что, одалживая деньги порядочному человеку, чаще всего портишь с ним отношения. Давая взаймы, всегда теряешь друга: обычно происходит именно так.

Никто еще не написал книгу о психологии неблагодарности, между тем это очень интерес-ный предмет, заслуживающий внимания.

Кредитора никогда не любят. И это очень странно. Как только ты дал другу взаймы, ты пе-естаешь быть "своим парнем" и становишься Шейлоком.

Человека угнетают его долги, и он обвиняет тебя в том, что ты взвалил эту ношу на его пле-чи. Хотя это глупо и нелогично, но именно это в большинстве случаев происходит в сознании дол-жников.

Дружба основывается на равенстве и взаимности. Она разрушается филантропией. Если я дважды приглашаю своего друга в ресторан и дважды за него расплачиваюсь, то над нашей друж-бой нависает угроза.

Не может быть дружбы между начальниками и подчиненными. Нельзя игнорировать этот закон человеческого общения. С нравственной точки зрения ты делаешь человеку зло, давая ему взаймы только потому, что он тебя об этом просит.

Ты ослабляешь его уверенность в собственных силах и его уважение к самому себе. Он про-сит денег, но в конечном счете ему нужны совсем не деньги. Не надо обманываться на этот счет.

Истина состоит в том, что мы слишком часто даем взаймы и слишком редко просто даем. Очень немногие из нас делают последнее в достаточных масштабах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: