Орудийные действия, или «Как труд сделал из обезьяны человека»

Покажите малышу, так называемые, орудийные действия, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу. Например, воздействуя предметом на предмет, используйте при этом подручные средства - палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Покажите, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д.
Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.

«Верстачок»

Для понятия причинно-следственных связей полезно использовать игрушку «Верстачок». Дайте малышу деревянный молоточек и предложите постучать по столбикам, которые при его ударах опускаются в лунки «верстачка». Ребенок видит своими глазами процесс действия – и результат труда. Сопроводите его наблюдения словами: «Как замечательно у тебя получилось – ты сам забил все гвоздики!». Хвалите именно действия, их результат, это вдохновит маленького естествоиспытателя на новые подвиги!

«Работа – результат»

Аналогично предыдущему занятию, понаблюдайте с крохой за работой бабушки, сестренки, акцентируя внимание малыша на результате их действий: «Пойдем, посмотрим, что делает бабушка? Бабушка вяжет – у тебя будет кофточка!», «Смотри, Аня моет посуду – тарелки стали чистыми!» и т.п.

Работа с граблями

Научите ребенка «работать» с игрушечными граблями. Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать "граблями" игрушки, которые не достать рукой.

Маленький Пикассо

Дайте ребенку листы бумаги, мелки для рисования или пальчиковые краски – и покажите как надо ими пользоваться. Лучшие из художественных каракулей можно оставить на память!

На улице...

Пора приобрести песочный набор (если лето) и идти в песочницу. Запаситесь так же влажными салфетками. Пусть ребенок щупает песок, ковыряет лопаткой. Покажите ему как складывать песок в ведерко, но самого не заставляйте, будет делать так сам - когда "созреет". А пока пусть понаблюдает за вами и другими детишками.

Если же зима - пригодится небольшая лопатка для снега. Покажите - как копать - и пусть тоже поковыряется.

Развиваем правильный захват
Наполните две емкости различными мелкими игрушками и предметами разнообразной формы. Пусть ребенок перекладывает предметы из одной емкости в другую. При этом учите брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и средним.
Пальчиковая игра «Гуси»
Читайте стихотворение и сопровождайте слова действиями, описанными в скобочках.
«Гуси песни распевали: "Га-га-га, га-га-га."» (Большой пальчик противопоставьте и ритмично прижимайте к остальным, плотно сложенным щепотью вместе. Так, как будто рука – это говорящая голова гуся.)
«посидели,» (Сжатые кулачки «лежат» на коленях).
«поклевали» (Соедините все пальчики в щепотку на каждой руке и покажите такое действие, будто пальчики "клюют" по коленям.)
«Маму с Мишей пощипали: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!"» (Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипывайте с малышом друг друга. В строки подставьте имя своего ребенка.)
«Но от них мы убежали. Да-да-да! Да-да-да!» («Шагайте» всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки.)
«Наблюдалки»

Следует всячески практиковать и поощрять такие ситуации наблюдения, когда ребенок замирает, например, наблюдая за действиями взрослого, выполняющего какую-либо работу, или видит что-то необычное, новое в своем окружающем.
В эти моменты ни в коем случае не стоит его отвлекать. Так начинает формироваться концентрация внимания, основанная пока на рефлексе - непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза.
Когда первый непроизвольный интерес у малыша пройдет, вновь привлеките его внимание к наблюдению, дайте краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, назовите предметы и действия.
Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Дети играют в мяч" и т.п.

«Уронили мишку на пол…»

Для игры понадобится: мишка-игрушка, бинтик, кусочек ватки, книжка с картинками на стихи А. Барто «Мишка» (необязательно, но желательно).
Вы прекрасно знаете это стихотворение А. Барто:
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший!»
• Прочитайте его медленно, выразительно, покажите иллюстрации, если они есть. В последующих действиях сопоставляется реальная игрушка и картинка.
• При этом игрушку рвать не надо. Просто разыграйте ситуацию с мишкой: полечите ему лапку. Поясните ребенку: «Давай полечим Мишутку!» - и, кладя кусочек ваты, бинтуйте Мишутке лапку.
• Затем можно сказать: «Пожалей Мишу! У него лапка болит (пауза). Погладь его!» (Пауза). «Хороший, хороший Миша!»
• В качестве положительного результата - разыграйте ситуацию выздоровления Мишутки. Радуйтесь вместе результату: «Мы полечили – и лапка больше не болит! Сними, Сашенька с мишки бинтик!». Теперь миша «благодарит» ребенка: «Спасибо Сашенька (пауза) Спасибо!».
• Закончить занятие можно танцами и весельем: Вы напеваете веселую песенку, Мишутка танцует. А малышу можно предложить позвенеть бубном (колокольчик, металлофон).

Преподнесение подарка

Для этих же целей – раскрытия ребенку человеческих взаимоотношений, используйте ситуации поздравления и преподнесения подарка кому-то из членов семьи. Например, подарите вместе с ребенком бабушке подарок, по случаю какого-либо праздника или дня рождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: