| Факторы | «Художественный образ» | «Природа» | «Знак» | |||
| ,4 | 6,3 | 6,4 | 5,4 | 5,7 | 5,4 | 5,8 |
| В | 8,3 | 7,5 | 7,0 | 5,8 | 8,8 | 7,8 |
| С | 4,5 | 4,6 | 4,1 | 5,5 | 4,9 | 4,5 |
| Е | 5,0 | 6,1 | 5,6 | 6,0 | 3,5 | 6,4 |
| F | 3,0 | 3,8 | 3,0 | 3,5. | 2,8 | 3,3 |
| G | 5,7 | 6,1 | 5,6 | 6,2 | 7,7 | 7,3 |
| Н | 6,7 | 5,9 | 5,9 | 6,4 | 5,0 | 5,3 |
| I | 6,7 | 7,6 | 6,6 | 5,6 | 5,0 | 8,3 |
| L | 7,3 | 7,4 | 5,0 | 5,5 | 5,8 | 7,5 |
| М | 5,5 | 5,8 | 5,6 | 4,3 | 5,1 | 6,0 |
10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа»... 299
| Факторы | «Художественный образ» | «Природа» | «Знак» | |||
| N | 4,4 | 4,7 | 5,6 | 4,8 | 5,5 | 6,8 |
| O | 5,7 | 7,4 | 6,7 | 6,3 | 6,5 | 8,3 |
| Q1 | 7,3 | 7,3 | 6,3 | 5,9 | 6,5 | 6,5 |
| Q2 | 7,3 | 7,2 | 6,3 | 6,0 | 6,8 | 7,5 |
| Q3 | 8,0 | 7,5 | 5,6 | 6,0 | 8,3 | 7,8 |
| Q4 | 5,3 | 7,0 | 5,0 | 4,8 | 5,8 | 6,9 |
Примечание: 1 — архитекторы; 2 — журналисты; 3 — ихтиологи и научные сотрудники; 4 — зоотехники; 5 — программисты; 6 — редакторы.
Сравнение данных тестирования эталонных профессионалов в границах одного типа профессий наглядно отражает специфику их трудовых постов. Очевидно, что в профессиях типа «человек — знак» коммуникативные составляющие их ПВК более выражены у редакторов сравнительно с программистами (факторы А, Е, L, N). С другой стороны, очевидно, что деятельность программиста предъявляет более высокие требования к интеллекту, планомерности, точности, регламентированности поведения (факторы В, F, М).
Так же наглядно специфика трудовых постов отражается в тестовых данных представителей профессий типа «человек - художественный образ» (архитекторы, журналисты) и «человек-природа» (научные сотрудники научно-исследовательского института — зоотехники, практические работники сельского хозяйства — см. табл. 10.4).
Таблица 10.4
Основные исходные черты, выявляемые с помошью
16-факторного теста Р. Б. Кеттелла
| Факторы | Названия факторов | Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) | Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена) |
| А | Отзывчивость/ отчужденность | Общительный, добродушный, сердечный, гибкий | Замкнутый, отчужденный, безразличный, ригидный |
| В | Интеллект | Сообразительный, абстрактно мыслящий | Глупый, конкретно мыслящий, малообразованный |
300 Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаиий
Прололжение табл. 10.4
| Факторы | Названия факторов | Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) | Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена) |
| С | Эмоциональная устойчивость | Зрелый, реалистичный, спокойный, устойчивый | Неустойчивый, нереалистичный, тревожный |
| Е | Доминантность/подчиненность | Независимый, уверенный, конкурирующий, упрямый | Покорный, робкий, застенчивый, осторожный |
| F | Беспечность/ рассудительность | Беззаботность, живость, доверчивость | Серьезность, молчаливость, озабоченность |
| G | Сознательность/безответственность | Обязательный, совестливый, ответственный | Нерадивый, непостоянный, небрежный, аморальный |
| Н | Смелость/робость | Предприимчивый, раскованный, общительный | Неуверенный, замкнутый, испытывающий страхи |
| I | Мягкосердечность/жесткость | Сентиментальный, эмоциональный, чувствительный | Рациональный, суровый, действует по логике |
| L | Подозрительность/доверчивость | Недоверчивый, ревнивый, раздражительный | Доверчивый, уступчивый, покладистый, терпимый |
| М | Мечтательность/практичность | Творческий, артистичный, погруженный в себя | Здравомыслящий, приземленный, без воображения |
| N | Дипломатичность/прямолинейность | Проницательность, точный ум,социально опытный | Наивный, социально неуклюжий |
| Ранимость/самоуверенность | Чувствительный к замечаниям и порицаниям | Самодовольный, безмятежный, самонадеянный | |
| Q1 | Радикализм/ консерватизм | Вольнодумный, либеральный, широта взглядов | Уважающий традиции, жесткость установок |
10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» 301
| Факторы | Названия факторов | Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) | Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена) |
| Q2 | Самодостаточность/конформизм | Самостоятельность, независимость решений и поведения | Зависимость от группы, следование за другими |
| Q3 | Контроль желаний/ импульсивность | Высокий самоконтроль поведения и эмоций | Низкий самоконтроль, потворствование побуждениям |
| Q4 | Напряженность/расслабленность | Возбужденность, утомленность, фруст-рированность | Расслабленность, слабость побуждений и желаний |
В профессиях типа «человек-знак» и «человек - художественный образ» возможности адаптации субъекта значительно расширяются благодаря специализации в границах профессии, использования разных операциональных средств, формирования индивидуального стиля деятельности, взаимной компенсации психических функций. Так, Б. М. Теплов выделял своеобразные «тон-ячейки» в деятельности разных композиторов. В. А. Крутецкпй отмечал индивидуальное своеобразие математических способностей у разных людей, связанное с их профессиональной специализацией. По характеру научного мышления и совокупности специальных способностей явно различаются представители гуманитарных и точных наук, физики и математики, «алгебраисты» и «геометристы», даже профессионалы, специализирующиеся в разных областях в рамках одной профессии.






