Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

Самостоятельная работа
1. Введение в психологию мотивации и эмоций
1.1. Соотнесите выполнение психикой ее функций со сферами психики.
1.2. Работая со словарем, выпишите определения ключевых понятий темы. Приготовьтесь к анализу этих понятий.
1.3. Подумайте над выражением: «Изучать личность через поступок».
1.4. Напишите «Трактат о переживании...» как результат самонаблюдения за возникновением и протеканием какой-нибудь эмоции, расскажите в нем о собственных ощущениях, которые позволяют Вам определить, какую эмоцию Вы переживаете. Оцените влияние самонаблюдения на протекание эмоции.
2. Мотивация, эмоции и деятельность
2.1. Анализируя собственную деятельность, отметьте наличие основных ее элементов.
2.2. Назовите критерии отличия потребностей, целей, мотивов.
2.3. Как эмоции связаны с деятельностью?
3. Мотивационная сфера человека
3.1. Предложите вариант классификации потребностей - мотивов.
3.2. Предложите способы или подходы изучения мотивационных приоритетов человека. Например, ряд попарно сгруппированных ценностей для выбора: “Что тебе больше нравится?”
3.3. Повторите ранжирование эмоций как ценностей после недельного самонаблюдения. (Задание выполняется как продолжение практикума 3.)
4. Основные потребности человека
4.1.1. Сравните аргументы в пользу и против проявления активности.
4.1.2. В чем, по Вашему мнению, заключается психология лени?
4.1.3. Подготовьте рекомендации по:
а) снятию состояния беспомощности,
б) избавлению от выученной беспомощности,
в) избавлению от отсутствия устремлений.
4.2.1. Охарактеризуйте силу, динамику и развитие познавательной потребности.
4.2.2. Обобщив результаты самонаблюдения, определите уровень развития своей познавательной потребности.
4.3.1. Какие потребности можно отнести к продуктивно-созидательным? Дайте основные их характеристики.
4.3.2. Жизненные задачи не учат решать в школе. Что же необходимо человеку, чтобы их решать?
4.3.3. Можно ли использовать эмпатийное, рефлексивное слушание в житейской практике? Проверьте свое предположение.
4.3.4. Подготовьте пример клинического сотворчества психолог - клиент.
4.4.1. Найдите общее и различное в потребностях в самоутверждении и «быть на уровне».
4.4.2. Каковы психологические предпосылки переживания зависти?
4.4.3. Приведите примеры успешной и неуспешной личностной защиты в случае несчастливой любви.
4.4.4. Конструктивна ли психологическая защита личности в виде агрессивности, депрессии, отчуждения?
4.5.1. Написать сочинение на тему: «Как я себя люблю».
4.5.2. Выполнить упражнения с «магическими» для личности словами местоимением Я, именем, фамилией и другими.
4.5.3. Проанализировать явления «тирании должествования» и «позволений» в своей жизнедеятельности.
4.5.4. Выясните, анализируя “книжные завалы”, какие книги и по какой проблематике в настоящее время являются психологическими бестселлерами? Стоит ли серьезно относиться к психологической беллетристике?
4.6.1. Методами самонаблюдения, анализом продуктов деятельности, экспертными оценками и т.д. определите уровень (низкий, средний, высокий) и адекватность своих притязаний.
4.6.2. Анализируя собственную биографию, отметьте, какие люди и события и как оказали влияние на развитие Ваших притязаний. Какой возраст был «расцветом» Ваших притязаний?
4.6.3. Вспомните детские впечатления (от 3 до 13 лет), которые могут соответствовать формированию и проявлению потребности в достижении или избеганию неудач.
4.6.4. Как, по Вашему мнению, можно развить потребность в самоутверждении или скорректировать ее гипертрофированное проявление?
4.6.5. Что такое комплекс неполноценности? Подумайте, какие потребности могут быть «задействованы» в его возникновении.
4.7.1. Проанализируйте свои потребности, которые удовлетворяются посредством общения.
4.7.2. Назовите возможные причины отказа от общения.
4.7.3. Что такое насилие?
4.8.1. Назовите варианты понимания людьми смысла жизни.
4.8.2. Обозначьте пути обретения смысла деятельности или жизнедеятельности, жизни.
4.9.1. Подумайте над определением любви. Выделите виды любви. Укажите критерии выделения и признаки каждого вида.
4.9.2. Какие проблемы в жизни несет с собой детско - родительская любовь, эротическая любовь?
4.9.3. Создается впечатление, что основные проблемы личности обычно связаны с матерью (женщиной), а их решение - с мужчиной: большинство выдающихся психотерапевтов (психиатров) и педагогов - мужчины. Так ли это? Связаны ли эти явления?
4.9.4. Можно ли научиться любить? Если нет, почему? Если да, обозначьте возможные направления индивидуальной или групповой работы с клиентом. Возможно ли привлечение работ выдающихся педагогов - мыслителей к решению этой психологической проблемы?
4.9.5. Проанализируйте работу средств массовой информации по проблеме любви.
5. Режимы функционирования психики и эмоции
5.1. Приведите примеры отражения в различных режимах функционирования психики.
5.2. Отметьте этапы проявления рефлексивной активности в своей жизнедеятельности.
5.3. Объясните эти феномены: «У страха глаза велики, да ничего не видят». «Женская логика». «Ты к нему предвзято относишься». «В своем глазу бревна не заметит...». (И т.п.)
5.4. Методом самонаблюдения установите, влияют ли эмоций на познание окружающей действительности и самопознание.
5.5. Предложите способ и проведите исследование влияния эмоций на какой-нибудь познавательный процесс.
6. Виды психической регуляции
6.1. Покажите важность регуляторной функции психики.
6.2. Дайте краткую характеристику основным видам психической регуляции: непроизвольному, произвольному, волевому.
6.3. Методом самонаблюдения отметьте наличие в собственной активности:
6.4. Можно ли поступки фанатика, маньяка, эмоционально - запальчивого человека, наркомана считать волевыми, т.к. они связаны с проявлением выраженного устремления?
6.5. Можно ли поступки фанатика, маньяка, эмоционально - запальчивого человека, наркомана считать волевыми, т.к. они связаны с проявлением выраженного устремления?
7. Общая характеристика эмоций
7.1. Работая со словарями и энциклопедиями, учебными пособиями и монографиями, выпишите, проанализируйте и выберите, либо сформулируйте самостоятельно наиболее удачное определение эмоций.
7.2. Проанализируйте различные подходы к классификации эмоциональных явлений, предложите виды оснований (критерии) классификаций.
7.3. Докажите, что глубина, сила и устойчивость эмоции - это качественно различные ее характеристики.
7.4. Подумайте, почему так разнообразны причины возникновения эмоций, например, удовлетворение от достигнутой цели, радость от хорошего известия, смех в ответ на шутку, в здоровом теле - здоровый дух, гордость от похвалы, патриотический подъем на смотре факультетских талантов и т. д.
7.5. Анализируя прочитанную литературу, подготовьте для обсуждения версию механизма эмоциональной регуляции. Оцените теоретический и экспериментальный уровень доказанности этой гипотезы.
8. Форма эмоциональных явлений
8.1.Дайте характеристику эмоционального явления как процесса, состояния, черты.
8.2. Охарактеризуйте свои эмоциональные черты.
8.3. Предложите принципиальные подходы в психотехнике эмоциональных явлений (процесса, состояния, черты).
9. Механизм эмоциональной регуляции
9.1. Что такое механизм самоуправления?
9.2. Соотнесите известные Вам функции эмоций с этапами, функциональными звеньями самоуправления (саморегуляции).
9.3. Методом самонаблюдения в период выраженного переживания отметьте участие эмоции в звеньях самоуправления (т.е. моменты заметного участия эмоций в понимании действительности, оценке своих возможностей, инициации действия и др.).
9.4. На основании рассмотренных теорий, сформулируйте свое понимание механизма эмоциональной регуляции.
10. Сильные и глубокие эмоциональные состояния
10.1. Перечислите виды эмоциональных состояний, которые может переживать человек. Дайте им характеристику.
10.2. Если существует на сегодняшний день научная типология сильных, глубоких, устойчивых эмоциональных состояний, охарактеризуйте ее достоинства и недостатки.
10.3. Что такое юридически значимое эмоциональное состояние?
10.4. Приведите примеры ситуаций, в которых Вы испытываете неуверенность, растерянность, слабость. Это ситуативные проявления или постоянная характеристика Вашей личности?
11. Психотехника переживаний
11.1. Почему переживание различных критических ситуаций требует разной психотехники?
11.2. Определите принципиальные подходы в работе с фрустрацией, конфликтом, кризисом, стрессом.

1. Место эмоции и мотивации среди психических явлений (структурный подход).
2. Мотивация, эмоции и деятельность (динамический подход).
3. Понятие о деятельности и ее структуре.
4. Мотивационная сфера.
5. Общая характеристика потребностей.
6. Общая характеристика целей и мотивов.
7. Проблемы целеполагания.
8. Характеристика устремления.
9. Виды потребностей - мотивов.
10. Познавательная потребность и учебная мотивация.
11. Мотивационно - эмоциональный аспект школьных проблем.
12. Потребность в самоактуализации.
13. Потребность в самоутверждении, мотивация достижения.
14. Потребность избегания неудач и выученная беспомощность.
15. Уровень притязаний и его исследование.
16. Потребности в активности, развитии, творчестве.
17. Потребности в общении и иметь жизнь, о которой можно рассказать.
18. Потребности быть личностью, «быть на уровне».
19. Потребность в смысле жизни.
20. Потребность быть принятым, потребность в любви.
21. Неэкспериментальные методы изучения мотивации.
22. Экспериментальные методы изучения мотивации.
23. Общая характеристика эмоций (модальность, знак, сила, глубина, устойчивость и т.д.).
24. Проблема определения эмоции.
25. Проблема классификации эмоций.
26. Эмоция как процесс.
27. Эмоция как черта (характера, темперамента, нормальная - акцентуированная).
28. Эмоция как состояние.
29. Функции эмоций.
30. Конструктивная и деструктивная роль эмоций.
31. Причины переживания эмоций.
32. Механизм возникновения эмоций (примеры теоретических объяснений).
33. Бессознательное и эмоции.
34. Роль рефлексии в протекании эмоций.
35. Режимы функционирования психики и эмоциональные явления.
36. Кризисные переживания.
37. Конфликтные переживания.
38. Стрессовые переживания.
39. Фрустрация.
40. Страсть.
41. Неэкспериментальные методы изучения эмоций.
42. Экспериментальные методы изучения эмоций.
43. Этапы или функциональные звенья механизма саморегуляции.
44. Виды саморегуляции.
45. Установка и ее виды.
46. Механизм эмоциональной регуляции.
47. Влияние эмоций на субъектные способности.
48. Проблема эмоциональной устойчивости.
49. Психотехника переживания.
50. Характеристика личностной силы.
51. Воля.
52. Приемы волевой регуляции.
53. Волевые качества личности.
54. Проблема формирования или изменения эмоциональной или волевой черты.
55. Феномен любви в жизни человека.
56. Виды любви.
57. Проблема любви к себе.
58. Депривация основных потребностей и личностные проблемы.
59. Депривация потребности в еде и самосохранении и личностные проблемы.
60. Депривация потребности в любви.
61. Характеристика переживания депрессии.
62. Агрессия и агрессивность.
63. Проблема отчужденности и одиночества.
64. Эмпатия как действенное сочувствие.
65. Проблемы профессиональной эмпатийности.
66. Деятельностный подход к проблеме лени.
67. Некоторые подходы в работе с личностными проблемами.
68. Некоторые подходы в работе с эмоциональными состояниями.
69. Патология мотивации.
70. Патология эмоциональной сферы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: