Методика оценки эмоциональной устойчивости по характеристикам речи

Методика разработана Э. Л. Носенко с соавторами (О возможности оценки эмоциональной устойчивости человека по характеристикам его речи // Вопросы психологии. - 1977. - № 3). Она основана на том, что выраженное эмоциональное напряжение находит отражение в ряде характеристик речи: структуре фраз, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок и т. д.

Для проведения диагностики необходим магнитофон, на котором записывается речь испытуемого в спокойной и эмоциогенной обстановке. В качестве эмоциоген-ной обстановки можно использовать выполнение тестового задания в присутствии «комиссии», наблюдающей и оценивающей деятельность испытуемого. Испытуемым сообщается, что по результатам тестирования будет определяться профессиональная пригодность. Для учащихся можно использовать ситуацию перед экзаменом, а для других - собеседование при приеме на учебу, работу и т. д.

Тестовое задание. Испытуемому предлагается для обозрения карта-схема, включающая набор различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) двух контрастных размеров (большие - маленькие) и пяти цветов. Фигуры сгруппированы в 6 горизонтальных рядов (ряд больших треугольников, ряд малых квадратов и т. д.) с варьированием пяти возможных цветов в пределах каждого ряда. Испытуемому задают вопросы о расположении на карте-схеме пары различных фигур (типа

Приложение

«В каком ряду и на каком месте видите большой зеленый треугольник и маленький красный квадрат?» или «Какие фигуры видите в 6-м ряду на 3-м месте и в 1-м ряду на 2-м месте»). Делается 5-6 запросов.

Испытуемый должен, восприняв содержание вопроса, оперативно отыскать на карте-схеме требуемые фигуры и адекватно проинформировать запрашивающего о расположении данных фигур.

Степень успешности деятельности испытуемого при выполнении тестового задания по восприятию и передаче речевой информации оценивается по следующим показателям:

1) по проценту адекватно воспринятых запросов о расположении фигур на карте-схе-

ме;

2) по степени адекватности и полноте ответов испытуемых на посылаемые им запросы (часто испытуемые, правильно восприняв вопрос, дают неправильный ответ);

3) по времени, затраченном испытуемым на ориентировку в карте-схеме и выбор адекватного ответа;

4) по интенсивности различного рода явлений нерешительности при ответах на запросы (учитывается общее количество самокоррекций, переформулировок, «заполненных» пауз, семантически нерелевантных повторений отдельных звуков, слогов, таких как заикания, слов, фраз и других проявлений нерешительности в расчете на 100 слов высказывания);

5) по степени прерывистости речи при ответе на запросы, оцениваемой по средней длине отрезка речи, произносимой испытуемым без пауз нерешительности. Аналогичный тест предлагается испытуемым и в спокойной (неэмоциогенной)

ситуации. Фиксирование ответов испытуемых на магнитофон производится методом скрытого микрофона.

Оценка эмоциональной устойчивости производится по указанным показателям речи путем их сравнения в спокойной и эмоциогенной ситуации.

Наряду с описанным тест-заданием можно использовать выполнение ряда несложных арифметических действий и тестов с целью контроля оперативного внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: